Депутаты Госдумы отклонили предложение по передаче всех, не используемых напрямую Федеральной властью памятников истории и культурного наследия, в муниципальную собственность. Более того, по мнению думцев, гораздо правильнее, чтобы бизнес восстанавливал и содержал памятники на свои средства.
Депутаты Комитета по собственности рассмотрели законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательного регулирования в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» объекты культурного наследия федерального значения передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность в случаях, если они необходимы для осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий.
В законопроекте предложено исключить указанное ограничение и установить, что в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований подлежат передаче все объекты культурного наследия федерального значения, за исключением используемых федеральными органами государственной власти, федеральными государственными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
Комментарий председателя Комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского:
Депутаты Комитета по собственности не поддержали предложенные законопроектом концептуальные подходы к решению проблемы обеспечения сохранности недвижимого имущества культурного наследия, поскольку они вступают в противоречие с базовыми принципами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, предоставленных федеральными законами органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
По мнению депутатов, принятие законопроекта может повлечь за собой ухудшение финансового положения значительной части субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку на бюджеты последних возлагаются дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования.
Позиция Комитета по собственности при решении данных проблем заключается в целесообразности приватизации максимально большого количества объектов культурного наследия с возложением на их покупателей обязательств по их ремонту, реставрации, содержанию, обеспечению — в необходимых случаях — публичного доступа к таким объектам и постоянного контроля органов публичной власти, включая органы прокуратуры, за неукоснительным соблюдением таких обязательств.