Один из первых осужденных за беспорядки на Болотной площади в мае 2012 года, студент-политолог Ярослав Белоусов обратился к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с ходатайством об отмене приговора. Об этом "Ведомостям" рассказал адвокат молодого человека Дмитрий Аграновский.
Прошлой осенью Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассмотрев жалобу Белоусова, признал, что российские власти нарушили его права по ряду статей Женевской конвенции, в частности, ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 11 (свобода собраний и объединений). ЕСПЧ также счел, что тяжесть назначенного заявителю наказания (он провел в заключении больше двух лет) была несоразмерна его проступкам. В результате Страсбург присудил Белоусову компенсацию в €12 500 (см. "ЕСПЧ взыскал с России €12 500 в пользу осужденного по "болотному делу").
В марте этого года ЕСПЧ отказался передать дело на пересмотр в Большую палату (см. "Власти не смогли оспорить решение ЕСПЧ о компенсации фигуранту "болотного дела"). В случае, если установлен факт нарушения ст. 6 конвенции, президиум ВС должен отменить приговор и либо вынести новое решение, либо направить дело на пересмотр. "Мы не ставим политических целей, основной задачей я считаю прекращение дела в отношении Белоусова, – заявил Аграновский. – Но мы допускаем, что на основании этого ходатайства может быть отменен приговор в отношении всех участников (болотного дела – прим. ред.)".
Сейчас в ЕСПЧ находится еще ряд жалоб участников "болотного дела" – они подавались в разное время, многие из них уже приняли к производству. Например, одно из дел – "Акименков и другие против России" объединяет жалобы сразу семи осужденных, по ним Страсбург адресовал российским властям в общей сложности 26 вопросов.
Последним осужденным по "болотному делу" был воспитатель в кадетском корпусе Дмитрий Ишевский. Московский горсуд осенью 2014-го назначил ему три года и два месяца общего режима за то, что тот срывал каски с сотрудников полиции (см. "Осужден последний из фигурантов "болотного дела"). Фигуранты дела, получившие реальные сроки, стали выходить на свободу в конце 2015 года: первым из них был Белоусов.