Верховный суд напомнил, какие доказательства должны быть исследованы при включении требований кредитора в реестр.
В рамках банкротного дела компании "Строй-мир" Марина Мадиева добилась включения в реестр ее требований о передаче пяти квартир. В обоснование своих требований она указала на заключение с должником пяти договоров инвестирования финансовых средств в строительство жилого дома. В подтверждение исполнения обязательств по оплате квартир женщина представила квитанции к приходным кассовым ордерам.
Суды трех инстанций удовлетворили ее заявление (дело № А15-1917/2014). При этом суды отметили, что сама по себе государственная регистрация права собственности на жилые помещения за иными лицами также не исключает возможность включения в реестр требований другого дольщика, поскольку имеется возможность передачи заинтересованному лицу иных свободных от притязаний других лиц помещений.
С этим не согласились два других кредитора должника, которые обратились с жалобой в Верховный суд. По их мнению, суды, в соответствии с постановлением Пленума Высшего арбитражного суда от 22 июня 2012 года № 35, должны были выяснить, позволяло ли финансовое положение Мадиевой оплатить квартиры, имеются ли в деле удовлетворительные сведения о том, как полученные средства были истрачены должником и отражалось ли получение этих средств в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.
Экономколлегия, возглавляемая Олегом Свириденко, прислушалась к доводам заявителей, отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила обособленный спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.