ПРАВО.ru
Новости
2 февраля 2010, 12:16

Министр Елена Скрынник совмещала бизнес с госслужбой

Министр Елена Скрынник совмещала бизнес с госслужбой
Многие компании, работавшие с "Росагролизингом", министру Скрынник были как минимум не чужие Фото Право.Ru

Руководителей госкомпаний часто упрекают в том, что у них есть собственные бизнес-интересы. Иногда, как показывает пример нынешнего министра сельского хозяйства Елены Скрынник, это делают не без оснований, пишут "Ведомости".

Деятельностью "Росагролизинга", который Елена Скрынник возглавляла с декабря 2001 года до апреля 2009 года, Генпрокуратура заинтересовалась в прошлом году. В ноябре прокуроры завершили проверку и обнаружили нарушения: фактически "Росагролизинг" кредитовал поставщиков — покупал сельхозтехнику по предоплате с отсрочкой поставки до года. А поставщики деньги перечисляли на банковские депозиты и на счета офшоров. Об этих и других нарушениях (например, "Росагролизинг" более 70% договоров заключал не с лизингополучателями, а с посредниками, которые брали с лизингополучателей дополнительные 2,5-4%) первый заместитель генпрокурора Александр Буксман рассказал в письме Виктору Зубкову — первому вице-премьеру России, а по совместительству председателю совета директоров "Росагролизинга".

В конце ноября прошлого года Зубков созвал внеочередной совет директоров "Росагролизинга", где потребовал от гендиректора компании Леонида Орсика вернуть деньги, переведенные контрагентами в офшоры и на депозиты, прекратить авансирование непроизведенной техники и обеспечить равный доступ к федеральному лизингу всех производителей сельхозтехники. Отчитаться об устранении недостатков Орсик должен был на январском заседании совета директоров "Росагролизинга", но 31 декабря он скончался от острой сердечной недостаточности в возрасте 48 лет.

Прокуратура не ответила на запрос. "Я уже давала объяснения Генпрокуратуре и остальным ведомствам по этому вопросу, и Генпрокуратура больше вопросов не имеет", — заявила министр Скрынник. Но вопросы возникают: как показало расследование журналистов, многие компании, работавшие с "Росагролизингом", Скрынник были как минимум не чужие.

В 1998 году врач-кардиолог Елена Скрынник учредила в Москве три фирмы — "Русмединвест-М", "Медлизинг" и Русскую медицинскую компанию. Эти три компании, судя по данным СПАРК и ЕГРЮЛ, впоследствии стали бенефициарами многих фирм, бизнес которых был связан с "Росагролизингом"

Бизнес еще двух связанных со структурами Скрынник компаний — ТД "Зерно" и "Воронежская земля" — тоже был по крайней мере частично построен на партнерстве с лизинговой госкомпанией. Обе созданы в 2002 году и обе продавали зерно, которым расплачивались с "Росагролизингом" сельхозпроизводители, не имевшие живых денег.

Главные претензии Генпрокуратуры связаны с взаимоотношениями "Росагролизинга" с Саранским экскаваторным заводом (ОАО "Сарэкс"). Например, в декабре 2008 года "Росагролизинг" перечислил "Сарэксу" более 730 миллионов рублей, а первая техника менее чем на 80 миллионов рублей поступила только в середине октября 2009 года. В отчете "Сарэкса" за III квартал 2009 г. "Росагролизинг" указан крупнейшим кредитором завода: сумма долга перед лизинговой компанией — 919,85 миллиона рублей. Прокуратура утверждает (со ссылкой на информацию Росфинмониторинга), что "Сарэкс" перечислял полученные от "Росагролизинга" деньги на банковские депозиты, а также некой коммерческой организации, операции которой связаны с выводом денег в офшор.

Ни одна из компаний, через которые она якобы контролировала поставщиков "Росагролизинга", давно не имеет к ней никакого отношения, рассказала  Скрынник. "Русмединвест-М" и Русская медицинская компания вообще никогда никакой экономической деятельности не вели, и их "должны были вычеркнуть из реестра". Что касается "Медлизинга", то, говорит министр, она "передала" его своему партнеру и давнему знакомому Леониду Зубовскому, как только возглавила "Росагролизинг". "То что он [Зубовский] создавал какие-то компании, что-то поставлял в "Росагролизинг" я слышала, но непосредственно с ним не контактировала последние семь лет. Я была уверена, что не имею отношения к этим компаниям. Ни копейки дивидендов я не получала, и сейчас мы сами ищем Зубовского, чтобы спросить, что он сделал и что продолжает делать", — рассказывает Скрынник.

В приемной "Медлизинга" сообщили, что Зубовский уехал в командировку в Швейцарию около месяца назад, связать его с журналистами  отказались. Директор "Медлизинга" Зубовский входит в комиссию по здоровью РСПП; первый зампредседателя комиссии Виктор Черепанов сказал "Ведомостям", что Зубовский живет в Женеве. Готовясь стать министром в конце 2008 года Скрынник узнала, что "Русмединвест-М" и Русской медицинской компании числятся в ЕГРЮЛ за ней. "Когда увидели, пришлось срочно переводить их на мужа Дмитрия Белоносова, — объясняет министр. — Чиновникам запрещено заниматься бизнесом, и сейчас эти две компании уже ликвидированы". Правда, в ЕГРЮЛ Белоносов до сих пор значится их владельцем.

Опровергает Скрынник и другие бизнес-истории. Так, бенефициаром Академхимбанка она не была, счета там открывать не требовала, утверждает министр. "Когда "Росагролизинг" начинал работать, понадобился финансист, чтобы реструктурировать портфель, поэтому мы и пригласили Антонова, — объясняет Скрынник. — Он проработал около полугода заместителем гендиректора "Росагролизинга". Но когда стало известно, что он набрал компании в Академхимбанк, с Антоновым расстались"."Сарэкс", рассказывает министр, — проект Зубовского и нескольких сотрудников "Росагролизинга". "Они все были друзьями и пришли ко мне с вопросом: если мы купим „Сарэкс“ и запустим на нем сборку „Беларусов“, то „Росагролизинг“ станет их покупать? — вспоминает Скрынник. — Я ответила, что если они пройдут ценовую комиссию, обеспечат качество и цены, то „Росагролизинг“ будет работать с „Сарэксом“. Вообще, подчеркивает министр, „Росагролизинг“ не может просто так, по своему усмотрению включить кого-то в свой реестр. „С 2001 года реестр техники, оборудования и цены устанавливал Минсельхоз, — напоминает она. — Список поставщиков составлял замминистра (сельского хозяйства), подписывал реестр прежний министр (Алексей Гордеев)“. „Росагролизинг“, говорит Скрынник, лишь собирал заявки от сельхозпроизводителей и после этого приобретал необходимую технику: „Росагролизинг“ не влиял на то, чтобы кого-то включали или нет в реестр, тем более что в реестр были включены все существующие производители".