ПРАВО.ru
Новости
5 апреля 2010, 11:43

Общественная палата готовит закон о социальной рекламе

Общественная палата готовит закон о социальной рекламе
Поводом к данной законодательной инициативе стал общественный резонанс, вызванный появившейся в Москве социальной рекламой против табакокурения, поясняют инициаторы закона

В России может появиться отдельный закон о социальной рекламе. Подготовку такого проекта намерена инициировать рабочая группа Общественной палаты по совершенствованию законодательства в области рекламы.

Поводом к данной законодательной инициативе стал общественный резонанс, вызванный появившейся в Москве социальной рекламой против табакокурения, поясняют инициаторы закона. Организаторы кампании News Outdoor и группа АДВ разместили на билбордах изображение младенца с затушенной о него сигаретой, а позже на улицах российских городов появились плакаты с перерезанной сигаретой веной на руке. "Психологи и эксперты определили, что эта реклама просто нарушает права ребенка. Реклама с веной пропагандирует насилие и демонстрирует суицидальные намерения", — заявила член Общественной палаты, вице-президент "Медиасоюза" Елена Зелинская.

Она уверена, что "подобная рекламная кампания не характеризует только создателей самой рекламы, но и дискредитирует рекламную индустрию в целом". По мнению г-жи Зелинской, существующее законодательство не разделяет понятия коммерческой и социальной рекламы. Кроме того, по ее словам, за социальной рекламой нужен общественный контроль. Для этого предполагается создание общественного совета. С подобной идеей чуть ранее уже выступило правительство Москвы, предложившее экспертному совету следить за качеством социальной рекламы на улицах города.

По словам первого вице-президента АКАР, президента РА ­"Аврора" Владимира Филиппова, речь идет о создании отдельного закона о социально значимой информации: "Подобный законопроект обсуждается в Общественной палате уже давно, но в очередной раз эксперты сошлись во мнении, что нужны не поправки в уже существующий законопроект „О рекламе“, а отдельный проект. Это очень сложная и ответственная тема". По его мнению, в российском законодательном поле сегодня нет инструментов для регулирования социальной рекламы. "Подобная реклама (с потушенным об младенца окурком) весьма спорна и требует глубокого психологического исследования, — рассказывает он. — Даже гипотеза о том, что реклама может способствовать суициду, уже должна быть серьезно проанализирована. Ведь мы до конца не знаем, какой эффект принесет эта реклама".

Предполагается, что в новом законе будут прописаны функции и состав контролирующего органа по социальной рекламе, которым станет общественный совет. "Возможно, для этого потребуется и изменить название самого термина — не социальная реклама, а социально значимая информация, — объясняет Владимир Филиппов. — По форме они похожи, но по своей сути и целям очень различны. Коммерческая реклама — это инструмент конкуренции и продвижения товаров, а социальная реклама — это изменение моделей поведения людей в обществе".

Власти имеют полное право размещать ту рекламу, которую считают необходимой, комментирует директор по корпоративным отношениям "Бритиш Американ Тобакко Россия" Александр Лютый. Однако, по его мнению, как и любая другая реклама, социальная должна отвечать здравому смыслу и этическим критериям.

Директор по рекламе РА VIP Name Андрей Кузнецов полагает, что другого способа "зацепить" целевую аудиторию просто не существует. "Иногда нужно переступить этические нормы, чтобы реально воздействовать на людей, — считает он. — Обычная социальная реклама имеет очень низкий коэффициент полезного действия, так как данная аудитория курильщиков уже привыкла к общественным порицаниям и им нужна шоковая терапия".

Российским любителям табака в обозримом будущем придется вспомнить школьные времена и тщательно выбирать место для курения. Предаваться вредной привычке нельзя будет ни в кафе, ни в ресторанах. Депутаты Госдумы предлагают строго ограничить места, где курение официально разрешено. Вне закона курение может оказаться не только в лечебных учреждениях, подъездах, ресторанах и кафе, но и в собственном автомобиле. Такие меры содержатся в законопроекте "Об ограничении курения табака", который будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца весенней сессии. Курить в заведениях общепита разрешат лишь при условии, что там есть зал, изолированный от других помещений, пояснил заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Николай Герасименко. Кроме того, российские парламентарии хотят полностью убрать рекламу табачных изделий, в том числе в косвенном виде. Подобные меры уже действуют в некоторых странах. К примеру, в США и в части европейских стран нельзя курить в автомобиле.В России такие способы борьбы могут оказаться малоэффективными, считают эксперты. "Запреты можно наложить на что угодно. Но главное — проследить за их соблюдением, — прокомментировал член Общественной палаты России Алексей Чадаев. — У нас же там, где есть штрафы, всегда найдется место коррупции".