ПРАВО.ru
Новости
21 февраля 2011, 14:19

Ходорковский намекнул на "интересную" причину его вражды с Путиным

Ходорковский намекнул на "интересную" причину его вражды с Путиным

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в интервью журналу "Коммерсантъ-Власть" высказал свое мнение об обстоятельствах вынесения ему приговора судьей Виктором Данилкиным и поделился своей точкой зрения о Дмитрии Медведеве и Владимире Путине. 

В частности, по словам Ходорковского, "текст и срок, озвученные судьей Данилкиным, не являются приговором в конституционном смысле этого слова". Бывший руководитель ЮКОСа убежден, что "писал его не сам судья Данилкин — он больше похож на протокол политической расправы". "Как объект расправы, я ощущал досаду и даже брезгливость, мне было стыдно, что такое возможно в России XXI века. Думал же я прежде всего о своих близких", — говорит Ходорковский, утверждая при этом, что "Данилкина действительно жалко. Он, похоже, в общем неплохой человек. В меру совестливый, в меру профессионал. Его сломали, и сломали жестоко. Творящие такое — настоящие сволочи. Искалеченных ими людей я видел и знаю, как им горько".

Отвечая на вопрос, что заставляет его думать об непричастности судьи к тексту приговора, Ходорковский заявил, что его "вообще писали несколько человек, не присутствовавшие в процессе. Причем общий текст либо не редактировался, либо редактор не юрист. Это доказуемо, и доказательства могут стать основанием для уголовного дела против фактических авторов приговора".

"Конечно, такое уголовное дело, с учетом известных мне соучастников расправы, может быть расследовано только под эффективным президентским контролем. Захочет ли Медведев назначить такое расследование, обеспечить его независимость и объективность? Не знаю", — отмечает экс-глава нефтяной компании.

"Считаю, что целый ряд должностных лиц подло проявили себя в ходе этого процесса и его подготовки", — продолжает Ходорковский. По его словам, "некоторые — как преступники, другие — как приспособленцы, незаслуженно носящие свои погоны, мантии и прочие знаки отличия. Все фамилии известны. Список длинный. Все документы есть на сайте http://www.khodorkovsky.ru/. Бывший руководитель ЮКОСа подчеркивает, что „никогда не простит Каримову и Русановой участия в пытках Алексаняна“. Еще он очень хочет знать, „кто персонально принял решение отправить в тюрьму Бахмину, кто искалечил Вальдеса-Гарсию“.

„Есть ответственность политическая — за цели, ее изначально несет Путин. А есть ответственность уголовная — за методы“, — заявляет Ходорковский.
Говоря далее о премьере, он высказывает мнение, что Путин последнее время очень эмоционален в его отношении, но их противостояние тянется уже так долго, что взаимная откровенность здесь ничего не меняет. При этом Ходорковский называет „интересной“ причину, по которой Путин по-прежнему считает его „настолько опасным политическим и личным противником“.

Говоря о Медведеве, Ходорковский сказал, что относится к Президенту с „пониманием и иногда даже с симпатией“. Он считает, что глава государства мог „сделать больше, несмотря на все ограничители. Не захотел? Не получилось? Механизм очень инертный, фактические возможности более чем мог ограничены? Страшно трогать махину? Понимаю. Но буду критиковать, предлагать альтернативные и дополнительные шаги. Использованы не все, даже имеющиеся, возможности, не все диагнозы поставлены полно и до конца честно“.

По словам бывшего главы ЮКОСа, „Дмитрий Медведев отличается от Владимира Путина по трем параметрам: а) по происхождению (он выходец из семьи питерских интеллигентов); б) по профессиональному бэкграунду (он все-таки скорее юрист, чем силовик или бизнесмен); в) по стилистике. Владимир Путин — типичный лидер сырьевой автократии, таких в мире было и есть немало. Дмитрий Медведев — это нечто иное. Он классический „умный парень“, технократ, который обречен искать выход из тупика сырьевого авторитаризма. Но разумеется, они по-прежнему принадлежат к одной команде. У них много общих задач. Они друзья, а не враги. И жесткое противопоставление одного другому выглядело бы откровенно наивным.
Думаю, Путин и сам это прекрасно понимает, поэтому и сделал такой выбор. А теперь эмоции мешают“.

Комментируя вопрос по поводу того, „не страшно ли ему будет выходить на волю, если не произойдет чудо, в 2017 году, после того как он уже отсидел на сегодняшний день 7 лет“, Ходорковский признался, что ему „уже страшно“. Впрочем, он уверен: место в РФ ему всегда найдется. "Россия меняется, и очень быстро, как бы нас ни убеждали в обратном. Есть такое понятие, "ход истории". Как правило, ход истории сильнее субъективной воли тех, кто находится у власти в данный конкретный момент", — заключает осужденный.