ПРАВО.ru
Новости
18 апреля 2011, 16:56

МЭР критикует законопроект о кадровых требованиях к компаниям-участникам ВЭД

МЭР критикует законопроект о кадровых требованиях к компаниям-участникам ВЭД

Минэкономразвития РФ представило на своем сайте заключение на законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле", которым, в частности, вводится институт аккредитованных специалистов по экспортному контролю.

Согласно проекту закона, наличие в штате хозяйствующего субъекта аттестованного специалиста по экспортному контролю должно стать необходимым условием предоставления государственной аккредитации российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, создавшим внутрифирменные программы экспортного контроля.

В Минэкономразвитии, анализируя регулирующее воздействие законопроекта, отмечают, что совокупные расходы участников рынка на подготовку экспертных заключений оцениваются в 80-100 млн. рублей в год, при этом около 40% лиц, обратившихся в указанные центры, делали это не более одного раза в течение года. Средняя стоимость услуг экспертной организации (идентификационного центра) за предоставление одного идентификационного заключения (по данным ФСТЭК России) составляет 5 тыс. рублей.

При этом общие расходы на обучение специалиста по экспортному контролю составят порядка 23 тыс. рублей за три года.

Поэтому, по оценкам Минэкономразвития, для организаций, пользующихся услугами идентификационных центров более одного раза в год (60% от общего числа организаций, обращающихся в идентификационные центры), направление своих специалистов по экспортному контролю на аттестацию и курсы повышения квалификации позволит сократить издержки, связанные с необходимостью проведения идентификационной экспертизы и составлением идентификационного заключения на  57%. При этом, отмечают в Минэкономразвитии, исчезнет необходимость в обращении в идентификационные центры.

Однако в Минэкономразвитии подчеркивают, что разработчиками законопроекта не представлено обоснование затрат бюджета на введение специалистов по экспортному контролю. "Такие затраты, безусловно, возникнут, — отмечается в документе. — Предполагаемые издержки государства на проведение аттестации специалистов по экспортному контролю оцениваются в сумме 2 млн. рублей в первый год".

В документе отмечается, что разработчикам законопроекта "необходимо учесть одновременное желание большинства участников данного рынка направить своих сотрудников для прохождения обучения, сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата", поскольку установление проектом закона короткого переходного периода для вступления в действие может привести к возникновению неравномерного спроса на услуги образовательных учреждений со стороны аттестованных специалистов, который будет повторяться каждые три года.

В связи с этим Минэкономразвития предлагает предусмотреть "открытие подразделений ФСТЭК России в регионах" и "проработать вопрос о создании программ обучения на местах в образовательных учреждениях, имеющих развитую филиальную сеть".

Отмечается также, что для 40% субъектов предпринимательской деятельности, обращающихся один раз в год в идентификационные центры, введение института специалистов по экспортному контролю, однако, не будет экономически выгодным.

"Таким образом, институт специалистов по экспортному контролю оправдан лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих достаточные объемы реализации соответствующей продукции", — делают вывод в Минэкономразвитии.

С полным текстом заключения Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" можно ознакомиться здесь.