57283937Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости партнеров
Новости

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса

О летчике №1 Советского Союза написаны книги, обнародованы многочисленные документы. В том числе извлеченные исследователями из самых секретных архивов. Между тем, в его биографии еще немало белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи…

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Сразу после гибели Чкалова начались аресты

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.Л.Томашевич, директор завода № 156 М.А.Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С.И.Беляйкин, начальник Летно-испытательной станции (ЛИС) полковник В.М.Порай и др.

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же – переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно". В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

В одном комиссии были единодушны – самолет был недоработан

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу – самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156". По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В.В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов".

Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н.Поликарпова и В.Чкалова:

"Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М.А., Беляйкин С.И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П.Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить".

А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА": "…Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб".

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Были ли беспристрастны эксперты?

При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М.Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А.Тер-Маркаряном и директором завода №320 М.Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.Беляйкина.

Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь ГВП капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу №967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии.

В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В.Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.12. 38 г. тихо в согласии с Чкаловым Поликарпов, Усачев, Беляйкин и представители НКВД хотели сделать полет, совершенно не оформив его…", а когда по объективным причинам он не состоялся, "Усачев стал всех уверять, что хотели сделать рулежку и требовал задним числом все оформить…". В другом письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156 В.Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…"

А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" – являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами".

Дети Чкалова считают, что их отца убили

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова. 

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

– Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря – сразу же после катастрофы.

А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич:

– Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен".

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

– Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…

О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И.Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И.Варенова, дети ссылаются на мать – О.Э. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.Порай и начальник Главка НКАП В.Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П.Судоплатова, – двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В.Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М.Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром".

Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

"Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию"

Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать".

Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД "компромата" на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В.Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".

Судьба осужденных

М.Усачев и С.Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В.Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.Беляйкина и В.Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М.Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет "государственные жернова системы", созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика №1 Советского Союза. 

Приложение: Архивные документы

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

 (КОБУЛОВ) 

"26" апреля 1939 года 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по групповому делу № 21630). 

По обвинению:

  • 1. УСАЧЕВА Михаила Александровича,
  • 2. ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича,
  • 3. ПОРАЙ Виктора Михайловича,
  • 4. БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича

– в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7,9,10,11 УК РСФСР. 

15-го декабря 1938 года, во время испытания самолета И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович ЧКАЛОВ.

 Предварительной проверкой на месте катастрофы было установлено, что самолет И-180 был допущен к полету с серьезными дефектами и недоделками, несмотря на запрещение правительства от 12/ХП-1938 года.

 На основании этих данных были арестованы и привлечены к уголовной ответственности: директор завода № 156 УСАЧЕВ М.А., заместитель главного конструктора завода ТОМАШЕВИЧ Д.Л., начальник летной испытательной станции ПОРАЙ В.М. и начальник 1-го главного управления НКОП – БЕЛЯЙКИН С.И.

 Следствием установлено, что УСАЧЕВ и ТОМАШЕВИЧ являлись выходцами из социально-чуждой среды. ПОРАЙ по имеющимся материалам – антисоветски настроен.

 Обвиняемые признались, что будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и, не смотря на это, допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством. (т.Ш-142-143, т.1-174, т.П л.д.114-115) т.1У л.д. 254,255, 257, 159, т. 5 л.д. 72, 68, 99, 161, 162-165).

 Следуя установившейся преступной практике УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН зная о том, что испытание самолета И-180 будет производить Герой Советского Союза В.П. ЧКАЛОВ, не только не приняли мер к обеспечению высокого качества работ по постройке самолета И-180, но допустили явное недоброкачественное изготовление ряда важнейших агрегатов этого самолета.

 (т.1, л.д. 175, 176, 177), (т.У1 л.д. 27,28, 29, 76 )

 Это конкретно заключалось в том, что при постройке самолета И-180 на заводе № 156 была допущена штурмовщина, преступная спешка и гонка, отразившиеся на качестве самолета.

 Установлено, что в процессе работы по постройке самолета И-180 было внесено большое количество изменений в чертежах, которые в своем большинстве исправлены по изготовленным производством деталям, тогда как детали должны были изготовляться по чертежам.

 (т.1, л.д.42, 43, 48, 65, 66, 68, 69, 70,).

 Несмотря на то, что преступная спешка, а также изменения чертежей в ходе работ вели к явному ухудшению качества самолета, УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН сознательно готовили выпуск самолета И-180 в полет с явными серьезными недоделками и конструкторской недоработкой отдельных агрегатов самолета.

 Самолет И-180 будучи не подготовлен к летным испытаниям из-за наличия указанных дефектов и конструктивных недоработок был все же в ночь с 7 на 8 декабря 1938 года, по прямому указанию УСАЧЕВА и ТОМАШЕВИЧА переброшен с завода 156 на летно-испытательную станцию.

 На летно-испытательной станции наспех продолжались работы по устранению конструктивных и технических недоделок, что также отразилось на качестве самолета.

 Так, 12 декабря 1938 года в день намечавшегося первого полета самолета И-180, отложенного в связи с запрещением правительства проводить полет, УСАЧЕВ и БЕЛЯКИН произвели наземную рулежку самолета И-180 во время которой произошла поломка тяги нормального газа. Эта поломка в полете, по признанию обвиняемых вызвала бы неизбежную аварию и катастрофу самолета.

 Несмотря на наличие существенных конструктивных недоделок, и происшедшей 12 декабря 1938 года поломки тяги нормального газа УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН заведомо зная, что эти недоделки в самолете И-180 во время полета неизбежно вызвали бы аварию самолета, вопреки распоряжения правительства допустили самолет И-180 к полету. (Т. П, л.д. 171, 172, т. Ш, л.д. 48, 49, 61, 62, 63, 248, 249, т. У1, л.д. 163-165).

 Следствием установлена следующая преступная деятельность каждого из обвиняемых:

 УСАЧЕВ являясь директором завода № 156 перебрасывал опытные самолеты с не устраненными дефектами на летно-испытательную станцию, в результате чего задерживались гос. испытания машин и имели место аварии. (Т.1, л.д. 3, 122-123-124-125-126-127, т. Ш, л.д. 142, т.У1, л.д. 21-22, 58).

 Нарушил решение правительства от 12/ХП-1938 года, допустив самолет И-180 к испытательному полету 15/ХП-1938 года с наличием серьезных дефектов, вызвавших катастрофу самолета и гибель ЧКАЛОВА В.П. (том 1, л.д. 42-43, 72, 76, т.У1, л.д. 163).

 ТОМАШЕВИЧ, являясь заместителем главного конструктора завода № 156, проводил подрывную работу в самолетостроении, систематически выпуская на испытания конструктивно недоработанные машины, что приводило к авариям.

 Предусмотренная конструкцией самолета И-180 система регулировки охлаждения мотора не была выполнена. Заведомо зная, что это может вызвать остановку мотора в воздухе, ТОМАШЕВИЧ дал необоснованное заключение о том, что самолет может быть допущен к полету. (т.1, л.д. 136, 177-178, т. П, л.д. 167, 168, 169, 174, т.У1, л.д. 163, 164).

 ПОРАЙ, являясь начальником летно-испытательной станции, принимал от завода № 156 самолеты с дефектами и конструктивными недоделками и допускал такие машины к испытательным полетам.

 Этим самым в своей практической повседневной работе ПОРАЙ создавал условия для вредительских актов, аварий и катастроф. (т.1У, л.д. 6, 7, 8, 9, 97, 98, 99, 105, 106, 230, 231, том У1, л.д. 163, 164).

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов в самолете И-180, исключавших возможность полета и несмотря за запрещение правительства, допустил 15/ХП-1938 года к полету самолет И-180, который потерпел катастрофу. (том 1У л.д. 61-63, 103, 188, 189, 218, 219, 221, 236, 237, 246, 147, 252, том У1, л.д. 163).

 БЕЛЯЙКИН, являясь начальником Главка НКОП и зная, что завод № 156 систематически выпускал недоделанные самолеты на летно-испытательную станцию, что влекло за собой аварии и катастрофы машин, покрывал преступную работу УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, обвиняя Отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты.

 Получив правительственное распоряжение о запрещении полета самолета И-180, предложил Нач.ОТК ЯКОВЛЕВУ пропустить самолет с дефектами в опытный полет.

 Зная о дефектном состоянии машины БЕЛЯЙКИН самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету и не явился в день полета 15/ХП-1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15/ХП-1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром. (том Ш, л.д. 142, 144, 258, 259, 260, 262, 264, 266, 267, том 1, л.д. 67, 70, том 1У, л.д. 62, том У1, л.д. 47,48, 50, 68, 69, 98, 99. 163, 164, 165). 

На основании изложенного обвиняются:

1.УСАЧЕВ Михаил Александрович, 1909 года рождения, урож. мест. Норк, Ярославской области, сын торговце бывш. Член ВКП /б/, до ареста директор завода № 156, с его слов не судим, -

 в том, что систематически допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и катастрофам при заводских испытаниях.

 2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180.

 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета, ввиду его неготовности – разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58, 7 п. 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованных ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, БЕЛЯЙКИНА и свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, НИКОЛАЕВЫМ, КОБЗЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, КАЛАВЕРЖИНЫМ и актами технической и правительственной комиссии.

 2. ТОМАШЕВИЧ Дмитрий Людвигович, 1899 года рождения, урож. мест. Ракитино, Киевской области, из дворян, по национальности литовец, гр-н СССР, беспартийный, до ареста – Зам. Главного конструктора завода № 156, не судим, —

 в том, что преступно руководил строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки самолетов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Эти обстоятельства вели к авариям при испытании машин ("Иваново" и И-180").

 Проектирование и постройка машины И-180 производилась по указанию ТОМАШЕВИЧА с рядом технических производственных отступлений, в результате которых детали подготовлялись по месту на самолете, а чертежи исправлялись по деталям.

 Заведомо зная о конструктивных недоделках самолета И-180, его неготовности к первому полету и запрещении правительства об испытаниях самолета дал явно необоснованное заключение о готовности самолета к летным испытаниям, в результате чего 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу, повлекшую за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА, —

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 – 7, 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованного УСАЧЕВА, ПОРАЙ, свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, КУРАКИНЫМ и материалами правительственной комиссии.

 3. ПОРАЙ Виктор Михайлович, 1892 года рождения, урож. мест. Горбачево БССР, из крестьян, по национальности белорус, гр-н СССР, быв. Член ВКП/б/, до ареста Нач. летно-испытательной станции завода № 156, не судим, -

 в том, что будучи Нач. летно-испытательной станции завода № 156 создавал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и катастрофам машин.

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет, в результате которого 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу и повлек за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА.

 Кроме того, изобличается заговорщиком ДАНИЛОВЫМ (арестован) и очной ставкой с ним, как участник военно-заговорщической организации и во вредительской работе,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7. 9, 10 и 11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал в причастности к гибели Героя Советского Союза В.П.ЧКАЛОВА, отрицая свое участие в антисоветской заговорщической организации. Изобличается показаниями ДАНИЛОВА, УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, свидетелями КРИЧЕВЦЕВЫМ, ОВЧИННИКОВЫМ, КОЗЛОВЫМ, ЧЕРНИЦКИМ, АЛЕКСЕЕВЫМ, ЛАЗАРЕВЫМ, БРОВКО, а также актов правительственной комиссии.

 4. БЕЛЯЙКИН Семен Ильич, 1896 года рождения, уроженец г. Каховка, Николаевской области, бывш. член ВКП/б/ до ареста Нач. 1-го Главка НКОП.

 В 1919 г. арестовывался румынской разведкой, в течение года после его освобождения из тюрьмы находился на территории белых. В том же 1919 году обманным путем пробрался в ряды ВКП/б/, -

 В том, что являлся скрытым троцкистом с 1928 г. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов и недоделок на самолете И-180 и имея прямое запрещение правительства производить испытание самолета И-180 БЕЛЯКИН не только не обеспечил непосредственное руководство по устранению дефектов и недоделок, но самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету.

 С целью сокрытия своей и других обвиняемых преступной деятельности, не явился в день полета самолета И-180 – 15/ХП-1938 года на аэродром, чем содействовал катастрофе, в результате которой погиб Герой Советского Союза В.П.ЧКАЛОВ, -

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 9-11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал.

 Изобличается показаниями арестованных ПОРАЙ, УСАЧЕВА и свидетелями ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, ПОЛИКАРПОВЫМ и актом правительственной комиссии.

 На основании ст.207 УПК групповое дело по обвинению УСАЧЕВА Михаила Александровича, ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича, ПОРАЙ Виктора Михайловича и БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58-7, 9, 10, 11, УК РСФСР подлежит направлению в Прокуратуру Союза по подсудности. 

 Верно: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ. ЛЕЙТЕНТ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

 ПОМ.НАЧ.СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ:

 (МИХАЙЛОВ) 

 СПРАВКА: Все означенные арестованные содержатся во внутренней тюрьме. 

 СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ.ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

Заключение экспертной комиссии. 

О причинах катастрофы самолета И-180, при которой погиб Герой Советского Союза В.П. Чкалов. 

 8 июня 1955 года. Город Москва.

Экспертная комиссия в составе: председателя комиссии генерал-полковника авиации Громова М.М., членов комиссии Тер-Маркаряна и Кононенко М.Л., созданная по поста­новлению Главной военной прокуратуры по делу Усачева, Беляйкина и Порай, ознакомившись с постановлением о назначении экспертизы и материалами следственного дела в отношении катастрофы самолета И-180,

установила:

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

1. Причина катастрофы самолета И-180, испытываемого 15 декабря 1938 года В.П. Чкаловым.

2. Кто является ответственным за вылет опытного самолета И-180

Комиссия, ознакомившись с имеющейся в деле копией акта комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 и технической документацией о подготовке самолета И-180 к вылету и документами, касающимися непосредственно произошедшей катастрофы, констатирует:

15 декабря 1938 г. в 12 ч. 58 мин. при испытании Героем Советского Союза В.П. Чкаловым самолета И-180 произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб Чкалов.

Обстоятельства катастрофы: 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов с разрешения главного конструктора Н.Н. Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по кругу Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м. от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета.

Комиссией установлено, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно.

Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения.

Необходимо учесть, что В.П. Чкалов был предупрежден о возможности переохлаждения мотора в воздухе.

Тщательно проанализировав все обстоятельства подготовки самолета И-180 к вылету и обстоятельства его катастрофы, комиссия приходит к выводу, что ответственным за первый вылет самолета И-180 является главный конструктор Поликарпов Н.Н., который, по положению, утверждает полетный лист, т.е. право на первый вылет. Полетный лист является главным документом, свидетельствующим о полной подготовленности самолета и экипажа.

Ответственными за вылет самолета И-180 являются главный конструктор Поликарпов Н.Н. и летчик-испытатель Чкалов В.П.

Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора.

Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.

Усачев М.А., Беляйкин СИ. и Парай В.И. не смогли бы запретить вылет В.П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить. 

Председатель комиссии

Генерал-полковник авиации М. Громов

Члены комиссии Тер-Маркарян (9.11.55)

Кононенко (9.11.55)

Надзорное производство ГВП №47860-38

Тема: Исторический процесс
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
Лебедев предложил изменить ГПК И АПК
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев предложил ряд поправок в ГПК и АПК, которые были направлены в ВС делегатами Всероссийского съезда судей. Инициативы он озвучил, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС.
Верховный суд отчитался о зарплатах руководства, судей и аппарата
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, согласно декларации за 2016 год, заработал почти 11,4 млн руб.
ВККС отказала в переназначении судье, устроившей застолье в своем кабинете
ККС Краснодарского края оборвала карьеру Елены Никулиной, мирового судьи из Армавира, отказав той в рекомендации на переназначение. Поводом для этого стала обнародованная фотография, на которой судья вместе с коллегами празднует 8 марта в зале заседаний на фоне символов государственной власти.
Дисциплинарная коллегия ВС вернула судье право на ошибку
Судью областного суда с 15-летним стажем без замечаний и предупреждений лишили полномочий за решение по одному-единственному делу. Какие ошибки допустил судья, разобралась дисциплинарная коллегия ВС.
Верховный суд защитил адвокатскую тайну
В 2016 году Минюст утвердил форму адвокатского запроса. Последний, среди прочего, должен содержать данные защитника и информацию о том, в чьих интересах он действует. Но адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов посчитали, что требование указывать подобные сведения противоречат положениям закона "Об адвокатской деятельности", так как разглашают профессиональную тайну.
Верховный суд разобрался, какой судебный акт по делу следует считать последним
Экономколлегия ВС выясняла, с какого момента следует считать срок подачи заявления о взыскании судебных расходов – с даты вынесения постановления окружного АС или определения ВС об отказе в принятии жалобы.
Верховный суд не вернул мантию судье-"путешественнику"
Мировой судья из Краснодарского края возмутился системой распределения дел в регионе между ним и его коллегами. Вскоре после этого в отношении судьи назначили две проверки. Обе выявили целый "букет" нарушений у мирового судьи в делопроизводстве и не только. Краевая ККС лишила судью полномочий, тогда служитель Фемиды попытался вернуть себе мантию в ДК ВС.
СКР получил судью, которую подозревают в незаконной передаче земли на 970 млн руб.
По версии следствия она изготовила 16 поддельных решений, которым передала право собственности на земельные участки стоимостью более 970 млн руб.
Нужна ли представителю лицензия: юристы оценили инициативу Михаила Барщевского
Михаил Барщевский предложил ввести лицензирование для участия в судебных спорах, чтобы защитить клиентов от недобросовестных юристов. "Право.ru" спросило, что об этом думают сами представители юридического сообщества.
Юристы оценили идею правительства подавать судебные иски через портал госуслуг
Суддепартаменту при ВС и Минэкономики поручили подготовить поправки, благодаря которым россияне смогут подавать иски в суд через личный кабинет на портале госуслуг. Юристы в целом положительно оценили инициативу, однако нашлись и те, кто не увидел необходимости в таком новшестве, сославшись на проверенные "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие".
Верховный суд указал, когда новая кадастровая стоимость влияет на арендную плату
Экономколлегия ВС разбиралась в споре Департамента земельных отношений Приморского края и компании, арендующей у него участок, находящийся в неразграниченной госсобственности.
ВККС рекомендовала 13 судей на руководящие посты в региональные СОЮ
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 27 заявлений от претендентов на 16 руководящих должностей в судах общей юрисдикции. Отказ получили 12 кандидатов, рассмотрение еще одного заявления отложено, другое отозвано.
Верховный суд разрешил должникам не платить по сверхлимитному микрозайму
Определение было вынесено по кассационной жалобе МФО "АСД-финанс", которая пыталась изъять у должника два земельных участка и дом.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (22.05)
ФПА выступила против идеи освободить судей от необходимости зачитывать текст приговора. По мнению защитников, это подорвет как независимость судов, так и доверие граждан к судебной системе. - Новым представителем РФ при ЕСПЧ стал замглавы Минюста Михаил Гальперин. - ВС признал незаконным предоставление МФО займов на суммы свыше 1 млн руб. под залог недвижимости.
ВККС выбрала кандидата в председатели ВС Дагестана из 10 претендентов
Высшая квалифколлегия отказала в рекомендации действующим судьям ВС РД, отдав предпочтение Руслану Исаеву – руководителю одного из райсудов Махачкалы.
В Думе предложили новые способы борьбы с "письмами счастья" от ГИБДД
Депутаты от фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, которые освобождают от штрафа собственника автомобиля, если в течение 15 дней он сумеет доказать, что за рулем находился другой человек.
Верховный суд определит судьбу внутрикорпоративных займов в банкротстве
Займы между аффилированными компаниями – это распространенный способ не делиться со сторонними кредиторами в банкротстве. Как с этим бороться, расскажет Верховный суд.
ВККС дала рекомендации кандидатам на судейские должности в арбитражи
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 25 заявлений от судей арбитражей, желающих уйти на повышение в вышестоящие суды. Рекомендации получили все, кроме четверых претендентов, отозвавших свои заявления.
Екатерина Тягай: "Сегодняшние студенты юрфака не пасуют перед старшими"
Лидер юррекрутинга Major, Lindsey & Africa в своем недавнем исследовании выявил, что для молодых юристов американских юрфирм деньги – не главное. "Право.ru" узнало у директора института бизнес-права МГЮА Екатерины Тягай, аналогичные ли приоритеты у их юных российских коллег. Кроме того, собеседник рассказала о главных тенденциях и проблемах юробразования в РФ.
Президент отклоняет каждого четвертого кандидата в судьи
Начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, выступая сегодня на семинаре-совещании глав региональных ККС, рассказал, что с момента рекомендации до назначения судьи проходит 9 месяцев, а должность получают лишь 3/4 претендентов.
Управделами президента заработал за год более 21 млн руб.
У Александра Колпакова, в частности, в собственности находятся два земельных участка площадью 3700 кв. м и 1550 кв. м и два жилых дома общей площадью 416 кв. м.
Суддеп: судей обяжут по-новому отчитываться о доходах
Начальник Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном суде РФ Валерий Бородулин рассказал сегодня, что в прошлом году была проведена проверка сведений о доходах в отношении 154 судей.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (23.05)
Минюст определился с применением принципа one in – two out: следить за тем, учел ли разработчик нового правила отмену двух старых, будет Минэкономразвития. - Составлен рейтинг эффективности региональных госзакупок: по показателю экономности лидирует Крым, замыкают список Чечня и Дагестан. - Правительство одобрило законопроект о лишении террористов гражданства.
Президент предложил повысить зарплаты "неуказным" бюджетникам
На вчерашнем совещании с членами правительства Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты бюджетников, которые пять лет назад не попали под действие так называемых "майских указов". "Разморозят" ли при этом зарплаты госслужащих, военных и судей, неизвестно.
В 2016 году мантий лишились 26 судей
Зампред Верховного суда РФ, председатель Дисциплинарной коллегии (ДК) Сергей Рудаков рассказал, что в прошлом году мантий за дисциплинарные проступки были лишены 26 российских судей. ДК за это же время рассмотрела 86 жалоб, 23 из них касались досрочного прекращения полномочий.
Госдума вводит марки для голосования и переносит выборы президента
Законопроект о переносе выборов президента РФ был сегодня принят Госдумой во втором чтении. Соответствующий документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
ВККС рекомендовала шестерых зампредов в арбитражи
Двенадцать судей просили Высшую квалифколлегию рекомендовать их на должности заместителей председателей в арбитражи, однако одобрение получили только шестеро, пятерым отказали, а рассмотрение еще одной кандидатуры перенесли на июль.
ВККС рекомендовала 15 руководителей и судей в военные суды
ВККС рассмотрела 20 заявлений от кандидатов на руководящие и судейские должности в военные суды: один кандидат получил отказ, четверо претендентов свои заявления отозвали.
Титов предложил к 2019 году назначить судьями 1000 адвокатов и прокуроров
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил с предложением расширить полномочия прокуроров в уголовных делах, с такой инициативой он выступил на конференции "Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей".
Барщевский предложил ввести специальные лицензии для работающих в суде юристов
Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский выступил с идеей ввести специальные лицензии для тех юристов, которые хотят защищать людей в судах.
МВД ужесточает наказание за отказ водителей проверяться на алкоголь
Разработаны поправки в КоАП, усиливающие ответственность для водителей, которые отказываются проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Зампредседателя Нижегородского облсуда может стать главой АС ВВО
Высшая квалифколлегия судей рассмотрела 12 заявлений на 10 председательских должностей в арбитражные суды. Двоим претендентам отказали, рассмотрение еще двух кандидатур отложили. А все три претендента на кресло главы 1-го ААС отозвали свои заявления.
Верховный суд решил, в каком случае арендатор может не платить за пользование землей
Имеет ли право арендодатель требовать от арендатора уплату средств за пользование земельным участком, на котором располагается недвижимость, если это не оговорено в договоре, решала экономколлегия Верховного суда.
Верховный суд одобрил заочный арест скрывающейся в США судьи АСГМ
После того, как ВККС дала согласие на возбуждение против Ирины Барановой уголовного дела, та покинула Россию.
Как это работает: новые приказы МВД для автошкол и ГИБДД
Теперь экзамены на права официально можно сдавать на площадках и машинах автошкол. Такая практика была и раньше, но её закрепили приказами МВД, которые вступят в силу 26 и 27 мая. Что еще нового есть в этих приказах, какие могут возникнуть проблемы и что конкретно изменится в процессе сдачи экзамена, "Право.ru" вместе с "Гильдией автошкол" объясняют в карточках.
Депутаты выступили против конфискации имущества родственников коррупционеров
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал депутатам отклонить законопроект, внесенный эсерами.
ВС решил, с какого момента отсчитывать срок давности правонарушения
Центробанк подал иск об административном правонарушении страховой компании "Согаз", которая с опозданием выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю. Дело дошло до Верховного Суда, где страховщик пытался доказать, что срок привлечения его к ответственности истек, и штраф ему назначили незаконно.
Экс-глава АСГМ не будет претендовать на председательское кресло в 1-м ААС
Сегодня ВККС должна была рассмотреть заявления от трех претендентов на председательскую должность в 1-й ААС, однако все они, включая бывшего председателя Арбитражного суда города Москвы, отозвали свои заявления.
Башкирских судей наказали за опоздание с отчетом о доходах
Сегодня ВККС рассмотрела жалобы трех судей ВС Башкортостана, которых по обращению Совета судей наказали замечаниями за несвоевременное представление деклараций о доходах и имуществе за 2015 год.
КС вступился за лиц без гражданства, которых выдворяют из РФ
В России человека, у которого нет гражданства невозможно выдворить за пределы страны, поэтому он может бессрочно находиться в центре временного содержания. Сегодня Конституционный суд постановил этот порядок изменить.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (25.05)
Верховный суд разрешил не раскрывать в адвокатском запросе имя доверителя и обоснование необходимости получения информации, в ходе тяжбы ФПА поддерживать истцов-адвокатов не стала. - Доля компаний, которые подчиняют крупные сделки российскому праву, за пять лет выросла с 10 до 24%, но бизнес до сих пор отпугивает недоверие к судам, говорится в исследовании ЕПАМ.
"Мегафон" предложил клиентам три варианта компенсации за сбой связи
Юристы оценили шансы абонентов добиться от оператора денежной компенсации в случае обращения с иском в суд.
Росгвардия отчиталась о доходах и имуществе своих сотрудников
Тройку богатейших сотрудников ведомства замыкает его директор Виктор Золотов – в прошлом году он заработал 6,7 млн руб.
Лебедев: научите судей заполнять анкеты
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС, заявил, что ежегодно президентской кадровой комиссией отклоняется в среднем 15–20% кандидатов в судьи, в основном из-за того, что те предоставили неверные сведения о доходах.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (24.05)
ЦБ меняет базовые тарифы и коэффициенты ОСАГО: страховка для малоопытных молодых водителей существенно подорожает, безаварийные граждане будут платить меньше. - Верховный суд направил на пересмотр выигранное клиентом "Траста" дело о кредитных нотах. - Первые иски к столичным властям из-за реновации уже поступили в суд. По мнению заявителей, закон нарушает Конституцию.
Депутаты просят правительство объяснить бонусы для топ-менеджмента "Роснефти" и "Газпрома"
Обращаться в сами компании парламентарии не стали, опасаясь вступить с ними в длительную переписку, которая не даст результатов.
Начальники режимных объектов МВД уволены из-за утраты доверия
Начальник ГУ МВД по Москве уволил руководство четвертого управления МВД, которое занимается расследованиями на предприятиях космической и атомной отраслей.
ФБК уличил бизнесмена Пригожина в организации картеля на 23 млрд руб.
Евгения Пригожина окрестили "поваром Путина", поскольку компания "Конкорд М", которой он владеет, занимается поставками питания для Управления делами президента.
Бастрыкин отчитался о доходах за 2016 год
Доход председателя Следственного комитета РФ за прошлый год составил 7,9 млн руб., следует из опубликованных на сайте ведомства сведений.
Путин прокомментировал обыски у худрука "Гоголь-центра"
Вопрос о том, для чего проводились следственные мероприятия, задал президенту худрук "Театра наций" Евгений Миронов.
Следователи по делу Захарченко объявили в розыск полковника ФСБ
Сотрудника ФСБ Дмитрия Сенина, приходящегося шурином арестованному полковнику МВД, объявили в розыск по подозрению в дезертирстве.
Верховный суд запретил требовать от поставщика и возврат предоплаты, и неустойку
Экономколлегия ВС разъяснила, может ли покупатель, который ранее взыскал с поставщика предоплату за непоставленный товар, потребовать еще и выплаты договорной неустойки.
Минфин согласился выделить 0 руб. на составление списков присяжных для райсудов
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Александр Гусев, выступая на семинаре-совещании с главами региональных ККС, заявил, что Министерство финансов отказывается выделять средства на реализацию института присяжных в райсудах.
Задержан вице-губернатор Краснодарского края
По версии следствия, он организовал схему перевода денег застройщику перинатального центра в Сочи через кредит Кубанского универсального банка, у которого нет лицензии.
Верховный суд отменил наказание "Почте России" за задержку письма
Верховный Суд разъяснил срок давности по административному нарушению "Почты России", которая опоздала на два дня с доставкой заказного письма.
Суд выяснит, правильно ли Apple указывает объем памяти телефонов
Пресненский суд Москвы назначил экспертизу iPhone после того, как покупатель обвинил компанию Apple в обмане с объемом памяти смартфона.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (26.05)
Минфин не поддержал предложение бизнеса о предельно допустимом уровне налоговой нагрузки, на который можно будет ориентироваться при любых реформах. Комиссар Совета Европы вмешался в процесс по жалобе на закон об иноагентах. ФТС намерена сделать из таможенников офисных работников. Единую методику расчета бонусов для топ-менеджмента госкомпаний отправили на доработку.
Глава ВККС: за четыре года судей 896 раз привлекали к дисциплинарной ответственности
В 2013–2016 годах количество решений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности уменьшилось на четверть, а число заявлений от претендентов на судейские должности почти не изменилось.
Главу Савеловского райсуда рекомендовали на пост зампреда в Мосгорсуд
Председатель МГС Ольга Егорова, которая пришла на заседание, пояснила, что Наталья Афанасьева – прекрасный судья цивилист и справится с обязанностями заместителя по гражданским делам.
СПЧ предложил Путину провести первую в истории административную амнистию
Михаил Федотов утверждает, что реализация инициативы облегчить жизнь миллионов граждан, например, водителей, лишенных прав, и граждан, совершивших экономические правонарушения.
Совфед уточнил сроки предъявления исполнительных документов
Поправки призваны предотвратить злоупотребления процессуальным правом со стороны взыскателя, которые приводят к затягиванию сроков предъявления исполнительных документов.
Путин назначил замминистра юстиции уполномоченным России при ЕСПЧ
Предшественником Михаила Гальперина на посту уполномоченного РФ при ЕСПЧ был Георгий Матюшкин. Он занимал эту должность с 5 августа 2008 года по 29 марта 2017 года.