Законодательство
14 августа 2018, 18:57

Экологический сбор станет налогом: что поменяется для бизнеса

Минфин представил законопроект, который переведет экологический сбор в раздел налоговых платежей. Сделать это ведомство намерено с 2020 года. Принципиально новых платежей для бизнеса не возникнет, но теперь их станет администрировать ФНС, у которой больше инструментов для выявления уклонистов и взыскания задолженностей.

Сейчас существуют платы за негативное воздействие на окружающую среду. Минфин отмечает, что платеж имеет "квазиналоговый характер" и отсутствие такого сбора в Налоговом кодексе приводит к отсутствию единообразия применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования. Поэтому ведомство Силуанова предлагает написать новую главу Налогового кодекса и создать вместо таких платежей экологический налог. Его должны платить организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, если их хозяйственная деятельность негативно воздействует на окружающую среду или если в итоге образовались отходы.

Сейчас эти платежи администрирует Росприроднадзор, Минфин признает — взыскивать задолженности по платежам можно в судебном порядке, но "способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют". 

В рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду

Законопроект о введении экологического налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения

"Росприроднадзор – никудышный администратор обязательных платежей, но это не его вина. Он изначально предназначен для надзора за пользованием природными ресурсами, а не для сбора фискальных платежей. Это заметно и по сравнению собираемости утилизационного и экологического сборов. Первый администрирует ФНС, второй – Росприроднадзор. Кроме того, у него нет того арсенала средств для взыскания, который есть у налоговой службы. Поэтому он ходит по судам с исками, не имея возможности взыскать даже пени и существенные штрафы. После Определения КС РФ от 10.12.2002 № 284-О плата за загрязнение осиротела: ее передавали то одному ведомству, то другому, но никто не хотел иметь с ней дело по-настоящему", — объясняет глава аналитической службы «Пепеляев групп» Пепеляев Групп Региональный рейтинг I группа Трудовое и миграционное право I группа Налоговое право и налоговые споры II группа Арбитражное судопроизводство II группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Федеральный рейтинг I группа Антимонопольное право I группа Трудовое и миграционное право I группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции I группа Фармацевтика и здравоохранение I группа Налоговое право и налоговые споры II группа Интеллектуальная собственность II группа Арбитражное судопроизводство II группа ВЭД II группа ТМТ II группа Коммерческая недвижимость/Строительство II группа Финансовое/Банковское право II группа Корпоративное право/Слияния и поглощения II группа Банкротство III группа Международный арбитраж III группа Природные ресурсы/Энергетика 2 место По количеству юристов 5 место По размеру выручки 12 место По размеру выручки на юриста Федеральный рэнкинг I группа Антимонопольное право I группа Трудовое и миграционное право I группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции I группа Фармацевтика и здравоохранение I группа Налоговое право и налоговые споры II группа Интеллектуальная собственность II группа Арбитражное судопроизводство II группа ВЭД II группа ТМТ II группа Коммерческая недвижимость/Строительство II группа Финансовое/Банковское право II группа Корпоративное право/Слияния и поглощения II группа Банкротство III группа Международный арбитраж III группа Природные ресурсы/Энергетика 2 место По количеству юристов 5 место По размеру выручки 12 место По размеру выручки на юриста Вадим Зарипов. 

Теперь проблему решать будут с помощью ФНС — ранее переход под администрирование налоговой в разы увеличил сборы в страховые фонды (переход перешел в 2017 году). 

Налогоплательщики будут вставать на учет по месту нахождения объекта, который негативное воздействие оказывает в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет. 

Налоговую базу плательщик будет определять самостоятельно по каждому объекту, для этого в законе прописана таблица на сотни наименований и стоимость на каждую тонну загрязняемых объектов. Например, тонна, загрязненная этанолом "стоит" 73 553 руб., а свинцом —  99 172 руб. Оплата такого налога будет проходить авансовыми платежами  в размере  одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.

"С введением экологического налога режим взимания будет такой же, как у других налогов, поэтому собираемость значительно повысится. Поскольку собираемость повысится, фактическая нагрузка на бизнес тоже повысится, хотя номинально она останется прежней", — резюмирует Зарипов.