ПРАВО.ru
Карточки
28 декабря 2021, 10:06

Вино, обман и оскорбления: ФАС против рекламы

Реклама важна для бизнеса, но иногда в попытке привлечь потребителя многие компании готовы переходить границы добросовестного поведения, действуя излишне навязчиво, манипулируя, шокируя, а иногда и просто обманывая потребителей. С недобросовестной и ненадлежащей рекламой борется Федеральная антимонопольная служба. Рассказываем, на что обратили внимание антимонопольщики: оскорбления женщин, завлечение клиентов ложными обещаниями, реклама алкоголя и надоедливые рассылки в мессенджерах.
1
«Клип за десять лямов»

Нарушитель: «Альфа-Банк».

За что наказали: неуважение к женщинам, воздействие на молодежь и алкоголь в рекламе.

Что произошло

«Клип за десять лямов» появился на ютуб-канале рэп-исполнителя Моргенштерна в ноябре прошлого года. Сейчас у видео уже 24 млн просмотров. «Альфа-банк» позиционирует его не как рекламный ролик, а как «интеграцию» с исполнителем. В этом клипе представитель банка предлагает Моргенштерну снять «лучший клип для лучшего банка» за 10 млн руб., после чего певец отправляется в офис учреждения, где разбрасывает деньги и танцует. В конце видео исполнитель призывает зрителей оформить карту, чтобы принять участие в розыгрыше 3 млн руб.

ФАС нашла нарушения при заключении договоров перед сменой владельца «Росгосстраха»

В этом клипе ФАС нашла множество нарушений закона «О рекламе». Так, актрисы, которые изображают сотрудниц банка, одеты вызывающе, в вырезах рубашек у них видно нижнее белье. Это «противоречит реальному образу сотрудников банка», полагает антимонопольная служба. К тому же Моргенштерн использует декольте одной из сотрудниц в качестве платежного терминала, оскорбительно приравнивая ее к предмету. 

Демонстрация рэпером среднего пальца также вызвала нарекания ФАС. Как и указание на то, что «Альфа-Банк» является «лучшим». Без приведения критериев такое сравнение с конкурентами недопустимо, напомнили антимонопольщики.

В апреле банку предписали прекратить эти нарушения, но клип все еще доступен на ютуб-канале исполнителя. По закону за неисполнение предписания ФАС о прекращении «рекламного» нарушения предусмотрен штраф до 500 000 руб. (ст. 19.5 КоАП).

2
Недоказанная популярность

Нарушитель: «Тинькофф Банк».

За что наказали: введение потребителя в заблуждение.

Что произошло

В ноябре 2020 года «Тинькофф банк» выпустил два рекламных ролика, в которых охарактеризовал себя как «крупнейший частный банк в России по количеству клиентов» и «третий банк по количеству клиентов». Свои утверждения рекламодатель подтвердил исследованием аудиторской фирмы Deloitte.

Но антимонопольное ведомство в это не поверило. Ведь в исследовании приводились только данные опросов населения. Его респонденты отвечали на вопрос, услугами каких банков они пользовались за последний месяц. К тому же «Тинькофф», по мнению ФАС, не доказал потребителю, что он действительно является третьим банком в стране. Для этого нужно было дать потребителям информацию о критериях оценки.

За это нарушение банк получил штраф 100 000 руб.

3
Чудо-гель

Нарушитель: «Фармасил», производитель «Энтеросгеля».

За что наказали: за «придуманный» положительный эффект лекарства.

Что произошло 

Рекламный ролик «Энтеросгеля» показали в июне 2020 года в эфире телеканала ТНТ. Реклама сообщала, что курсовой прием препарата повышает шанс переболеть COVID-2019 в легкой форме. Антимонопольщики трактовали это так, что гель обладает терапевтической эффективностью в отношении новой коронавирусной инфекции. 

Тем не менее в инструкции к «Энтеросгелю» никаких сведений о лечении коронавируса не содержится. 

Производителям лекарственных препаратов необходимо избегать упоминания инфекции COVID-19 в рекламе своих товаров, если о ней не указано в инструкции, насколько бы заманчиво с финансовой точки зрения распространение такой рекламы ни выглядело.

Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС 

За эту рекламу «Фармасил» оштрафовали на 200 000 руб. Компания попыталась оспорить решение в судебном порядке, но безуспешно: три инстанции признали его законным (дело № А40-21896/2021).

4
Гарантированное лекарство

Нарушитель: АО «Байер».

За что наказали: за гарантии эффективности лекарства.

Что произошло

Спорную рекламу препарата от боли в суставах «Терафлекс» транслировали в декабре 2020 года на телеканале «ТВ-3 Россия». В видео говорилось, что лекарство не вызывает побочных эффектов. Кроме того, реклама гарантировала эффективность лекарства в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевых тканей.

Антимонопольщики напомнили, что гарантировать эффективность и безопасность препарата запрещено законом. АО «Байер» оштрафовали на 200 000 руб. за нарушение ст. 24 закона «О рекламе».

5
Духи с вином

Кого наказали: производителя косметики L’Occitane.

За что наказали: реклама алкоголя.

Что произошло

Российская «дочка» парфюмерной компании, ООО «Л’Окситан РУС», организовала почтовую рассылку своим клиентам. Помимо рекламы косметики, в письме также предлагалось приобрести вино в магазине SimpleWine со скидкой.

ФАС напомнила, что реклама магазина, который продает алкогольную продукцию, не должна размещаться вне стационарных торговых объектов (ст. 21 закона «О рекламе»). В начале 2021 года компании выдали предписание о прекращении нарушения.

6
Не читайте мелкий шрифт

Нарушитель: «Совкомбанк».

За что наказали: нечитабельные условия по кредиту.

Что произошло

Банк запустил свою рекламу на телевидении. В рекламном ролике сотрудник банка предлагал семейной паре кредит с низкой процентной ставкой. В конце видео была большая надпись: «Кредит до 1 млн руб. с возвратом процентов».

Необходимые для получения кредита условия были прописаны в пояснительных сносках, которые зритель из-за формата и кратковременной демонстрации не смог бы прочитать. Таким образом, потребители не могли принять осознанное решение о получении кредита. Представление неполной информации в рекламе — это прямое нарушение нормы закона напомнили в ФАС. За это банк в июне 2021-го оштрафовали на 300 000 руб.

7
Всё, да не всё

Нарушитель: «Райффайзенбанк».

За что наказали: невыполненные обещания по кешбэку.

Что произошло

Банк запустил на телевидении рекламу своей дебетовой карты и пообещал 1,5% «кешбэк на всё». Клиенты, которые воспользовались предложением и получили карту, быстро обнаружили, что за некоторые операции они не получают бонусных рублей. ФАС решила, что это нарушение рекламного законодательства, ведь банк не сообщил потенциальным клиентам об имеющихся ограничениях на начисление кешбэка, который обещали начислять на любые покупки.

В сентябре комиссия ФАС выдала предписание о прекращении нарушения и сообщила о подготовке дела, по которому «Райффайзенбанку» грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб.

8
Фейковые скидки

Нарушитель: «Яндекс.Маркет».

За что накажут: предлагали несуществующие скидки на товары.

Что произошло

«Яндекс.Маркет» опубликовал свою рекламу в инстаграме и «ВКонтакте». В объявлении содержалась информация о скидках на ряд товаров, но при клике на рекламу пользователь не переходил на страничку товара с заявленной скидкой. Вместо этого он попадал в App Store или Google Play Store, где ему предлагалось установить предложение «Яндекс.Маркета». При этом скидок на рекламируемые товары на самом деле не было либо они были меньше, чем заявлялось в рекламе.

В июне 2021-го ФАС возбудила дело за нарушение статьи об общих требованиях к рекламе, но пока не сообщала о решении по нему.

9
Незаконная выписка из ЕГРН

Нарушитель: Google, «Яндекс».

За что наказали: реклама сайтов-«двойников» Росреестра.

Что произошло

При наборе словосочетания «выписка из Росреестра» или «выписка из ЕГРН» два самых популярных поисковика в России выдавали рекламные ссылки. По ним предлагалось получить выписку из реестров за деньги. Но оказывать такие услуги может только Росреестр, в то время как «перепродажа» государственных услуг через посредников запрещена, напомнили в ФАС.

В итоге Google и «Яндекс» весной получили от ФАС предписания больше не показывать такую рекламу на страницах поисковых систем. По мнению ведомства, поисковики нарушили ч. 1 ст. 7 закона «О рекламе», показав рекламу товаров, реализация которых в России запрещена.

10
Без подарка на день рождения

Нарушитель: «М-Видео».

За что наказали: не дали клиенту баллы на день рождения.

Что произошло

Магазин поздравил клиента с днем рождения по электронной почте. В письме «М-Видео» пообещало начислить мужчине дополнительные баллы, если он совершит покупку в ближайшие две недели после праздника. Клиент купил товар, но обещанного не получил. А в техподдержке ему заявили, что он не выполнил одно из условий акции — не подписался на рекламную рассылку магазина. Столичное УФАС разобралось в деле и решило, что это не так, ведь если бы клиент не был подписан на рассылку, он бы не получил сообщение об акции.

«М-Видео» оштрафовали на 150 000 руб. за распространение недостоверной рекламы (п. 12 ч. 3 ст. 5 закона «О рекламе»).