ПРАВО.ru
Сюжеты
23 мая 2014, 19:44

Судье-воспитателю сделали замечание

Судье-воспитателю сделали замечание
Фото с сайта www.tv2.tomsk.ru

Едва осудив водителя трактора на четыре года лишения свободы и огласив приговор, судья Игорь Пашук огласил еще и нравоучение. Видео попало в Сеть, туда же попали возмущенные комментарии граждан, и вскоре областная квалифколлегия рассмотрела требование председателя суда наказать "воспитателя". В итоге судья получил замечание. Это уже не первая история, когда судей наказывают за разговорчивость, – коллега Пашука Нина Шевцова из Ленинградской области получила предупреждение за попытку "утешить" потерпевших.

В 2006 году Игорь Пашук пришел работать в Томский районный суд, а шесть лет спустя в деревне Некрасово тракторист Александр Кубарев не справился с управлением и сбил на автобусной остановке пять женщин. Все они скончались. Кубарев, которому на момент ДТП было 22 года, получил права за несколько месяцев до несчастья и работал в хозяйстве "Сибирское зерно". Следствие установило, что в автопоезде (трактор и прицеп) были неисправны тормоза и Кубарев якобы об этом знал.

20 августа 2013 года Пашук признал Кубарева виновным в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 5 ст. 264 УК – до семи лет лишения свободы), и приговорил к четырем годам колонии-поселения. А 29 ноября того же года столько же получил автомеханик Андрей Литвиненко, отправивший дефектный трактор в рейс (ч. 3 ст. 266 УК – выпуск в эксплуатацию неисправной техники, повлекший по неосторожности смерть двух или более лиц, – до семи лет лишения свободы). Оба приговора были обжалованы, и если второй уже вступил в законную силу, то дело Кубарева сейчас находится в Томском областном суде, после повторного рассмотрения другим судьей первой инстанции. Водитель до сих пор вину не признает и утверждает, что о поломке не знал.

ДТП активно обсуждалось в прессе, и ряд СМИ вели трансляцию с оглашения Пашуком приговора. На видеозаписи, до сих пор размещенной в интернете, Пашук, закрыв заседание, внезапно ударяется в морализаторство: "Я надеюсь, что вы осознаете совершенное вами. Вам жить с пятью трупами. Вы начали жизнь также с большой лжи. У вас есть время исправить большую ложь, но трупы вы никуда не денете". После такого вступления 12 сентября 2013 года в квалификационную коллегию судей Томской области поступило представление и.о. главы облсуда Ларисы Школяр о привлечении Пашука к дисциплинарной ответственности.

Характеризуя проступок, автор документа, указывает, что такие высказывания "повлекли комментарии граждан, отрицательно характеризующие как деятельность судьи Пашука, так и всей судебной системы в целом".

На заседании квалифколлегии, состоявшемся 19 сентября 2013 года, Пашук пояснил, что речь была воспитательной, возможно в жесткой форме. По его мнению, "необходимо было более подробно разъяснить осужденному нормы закона о том, что в случае, если он раскается, есть вероятность, что в суде апелляционной инстанции дело может быть прекращено в связи с деятельным раскаянием, а также то, что при отбытии наказания и решении вопроса об условно-досрочном освобождении учитывается раскаяние осужденного".

Однако такие объяснения коллегию не успокоили, в опубликованном решении говорится, что речь вызвала сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности судьи. Какого наказания просила Школяр, в документе не указано, но говорится, что сначала обсуждали вопрос о лишении полномочий, но сочли это чрезмерным и ограничились замечанием.

Схожая история случилась в Ленинградской области в сентябре прошлого года, и она тоже была связана с ДТП. Тогда местная квалифколлегия наказала предупреждением судью Выборгского городского суда  Нину Шевцову. ККС сочла доказанным внепроцессуальное общение с потерпевшими – родителями погибших в ДТП пяти девушек, хотя записи этого разговора не было. В письме, поступившем в квалифколлегию, сообщалось, что Шевцова, осудив виновника аварии, указывая на незначительность произошедшей трагедии, "рекомендовала П. компенсировать утрату погибшей дочери (18 лет) рождением другого ребенка", а также явно благоволила обвиняемому – "неоднократно выражала беспокойство о его самочувствии, любезно предлагала ему воды и лекарства". (Подробнее>>)