ПРАВО.ru
Сюжеты
14 сентября 2016, 14:45

Инхаус vs Консалтинг или «вон из профессии»: куда бегут юристы

Инхаус vs Консалтинг или «вон из профессии»: куда бегут юристы
Фото с сайта www.sut.ru

Сколько вам платят? Довольны ли вы профессией? Какие адвокаты самые счастливые? На эти вопросы британские юристы отвечают в исследовании The Lawyer Salary Survey каждый год. При этом один результат не меняется никогда – количество желающих уйти из профессии навсегда. Кто и почему сожалеет о выбранном пути и на что юристы готовы променять свою карьеру?

Юрдиректор Talk Talk Надя Хузен едва не распрощалась с карьерой в праве. "Я не хотела провести всю жизнь за разработкой бизнес-стратегий и счетами", – комментировала она свой уход из частной практики. Поддержать интерес к юриспруденции помогла работа в инхаусе. Умение оставаться на плаву в непростых условиях юрбизнеса – в жесткой конкурентной среде и работая при сжатых сроках – оказалось серьёзным преимуществом, а юрдепартамент дал необходимую свободу действий, доверие коллег и баланс между карьерой и личной жизнью. Однако сохранить профессию удается далеко не всем. Так, четверо из десяти старших ассоциатов не выбрали бы профессию юриста, если бы могли сделать выбор заново, свидетельствуют результаты последнего опубликованного опроса The Lawyer Salary Survey.

Кто жалеет о карьере юриста

Старшие ассоциаты – юристы, которые больше всего сожалеют о выбранной карьере. Только 37% из принявших участие в исследовании ответили, что не изменили бы решения. По мере роста позиции увеличивается и уровень удовлетворения: половина партнеров сказали, что если бы у них был второй шанс, они снова выбрали бы профессию юриста. Процент сожалеющих о своем решении здесь падает с 39% до 29%.

Больше всего довольны профессией наименее опытные – стажёры. 59% из них сказали, что стали бы юристами снова, а пожалели о сделанном выборе только 17%. Однако, судя по всему, к концу стажировки энтузиазм уже не так велик. Если 55% стажеров говорят, что нацелены на то, чтобы стать партнером, то среди новоиспеченных солиситоров претендентов на высокую позицию уже меньше – 44%. Зато интерес к карьере в инхаусе, напротив, возрастает.

Максимально доход ожидаемо устраивает тех, кто работает в топ-50 британских и американских юрфирм в Лондоне. Эти же сотрудники получили самую большую прибавку к зарплате за прошедший год – 10% и выше. В инхаусе и не таких крупных фирмах недовольных больше, а прибавка к зарплате – ниже. Для большинства она не превысила 5%. Впрочем, инхаусы лидируют в бонусах. На вопрос, получили ли вы бонус в прошлом году, положительно ответили 69,5% инхаусов, что почти на более чем на 20% выше, чем в юрконсалтинге. При этом для трети из них бонус составил более 20% зарплаты.

Число ассоциатов, которые готовы полностью оставить право, остается довольно стабильным независимо от старшинства. Юристы среднего уровня кажутся самыми разочарованными: каждый десятый заявляет, что рано или поздно готов распрощаться с профессией. При этом число желающих открыть собственную фирму или уйти в науку минимально – один-два на сто человек. 47% уверены, что останутся в праве до завершения карьеры. Больше всего таких среди партнёров – 62%, что неудивительно – до конца карьеры у многих остается не так много времени. Больше всего довольных карьерой – в инхаусе. Недовольных профессией среди них оказалось чуть больше четверти опрошенных.

Для сожалений есть причина

При личных вопросах большинство юристов, как правило, отвечают, что работой они вполне довольны. Но статистика рисует более мрачную картину. Так, американские психологи уверены, что профессия юриста – одна из самых стрессовых, а работа в крупной юрфирме только усугубляет намечающиеся проблемы с психикой (см. "Работа как источник стресса: почему юристы страдают депрессиями").  Юристы более склонны к проявлениям депрессии и чаще имеют суицидальные наклонности, чем среднестатистический гражданин, отмечают исследования: показатель, приведенный в исследовании Американской ассоциации юристов,  – 10% населения, у юристов возрастает до 28%. Те, кто выбрал юриспруденцию, более склонны и к зависимостям – алкогольной или наркотической (см. "Алкоголь, наркотики, суицид и другие особенности профессии юриста"), а в ряде стран даже созданы специальные службы, оказывающие психологическую помощь занятым в праве специалистам (см. "В Великобритании будут оказывать психологическую поддержку адвокатам"). 

К стрессу на работе, итогом которого для некоторых юристов становится конец работы в праве, способствует целый ряд причин. Первая из них – слишком большие, и с каждым годом растущие, объёмы работы, с которыми приходится справляться. Следствие – дисбаланс между работой и личной жизнью: не каждый готов к тому, что карьера будет отнимать всё время и силы. Еще один значимый момент – отсутствие удовлетворения от профессии. И дело здесь не только и не столько в деньгах – по статистике доходы юристов продолжают оставаться на достаточно высоком уровне. Но исследования подтверждают, что сумма компенсации отвечает примерно за 2%-ную вариацию в уровне удовлетворения от работы. Примерно так же незначителен на деле оказывается социальный статус. Больше всего радости приносит возможность для развития навыков, чувство контроля и компетентности. Это нередко оказывается проблемой – "звездные" дела или значительные бонусы и признание заслуг – случаются не так часто и парадоксальным образом только мешают получать удовольствие от каждодневного труда, завышая планку, отмечает исследователь права Дебора Роуд. Почувствовать себя профессионалом, отмечает она, мешает даже тенденция к заужению специализации, наблюдаемая в юриспруденции. 

Как отмечают психологи, роль играют и люди, с которыми приходится иметь дело, – судебные разбирательства редко заставляют клиентов проявлять себя с лучшей стороны, что дополнительно увеличивает уровень стресса в профессии. Как отмечал исследователь Уолтер Бахман, многие клиенты потому и оказались в этом качестве, что их поведение отличалось от стандартного, и, надо добавить, не в лучшую сторону. Всё это заставляет многих решиться – и поменять карьерный путь. Иногда перемены бывают радикальными.

Право.ru сделало подборку юристов, переключившихся, или частично переключившихся, с права на другие отрасли: спорт, поэзию или собственный бизнес.

1. Катарина Грейнджер, олимпийская чемпионка по гребле. Грейнджер, одна из самых титулованных американских спортсменок, обладательница не только восьми медалей Чемпионата мира и пяти олимпийских наград, но и степени доктора права, которую она получила в Королевском колледже Лондона в течение двух лет после Лондонской олимпиады 2012 года. “Я хотела быть юристом – одним из тех идеалистов, которые выступают в суде с речами о правде, справедливости и равенстве. Ну или хотя бы космонавтом", – говорила Грейнджер в одном из интервью. После защиты докторской она также выпустила автобиографию под названием "Мечты действительно сбываются" и успела поработать на ВВС.

 

 

2. 30-летний выпускник Оксфорда Гэри Стокер, обладатель особняка стоимостью 1 млн фунтов и шестизначной зарплаты в той же валюте, правовед и специалист по юридическому рекрутингу, оставил карьеру ради цирка. Оставив карьеру в одной из крупных международных компаний, он вместе с товарищем в 2012 году основал гастролирующий цирк Chaplin's Circus – один из крупнейших в Великобритании. "Когда я был занят юррекрутингом, я как-то получил очень много денег. Тогда мой босс сказал мне: "ты будешь столько зарабатывать, что просто не сможешь уйти. И я решил: настало время уходить", - рассказывал Стокер о повороте в карьере. Сегодня Стокер сам выступает в представлениях цирка - в качестве ядра для "человеческой пушки".

 

 

3. Карьера Моны Арши, юриста по правам человека, складывалась достаточно успешно. Но после того, как она родила двух близнецов, о праве пришлось забыть. Арши вынуждена была сидеть дома - что хотя и заставило ее отойти от юриспруденции, зато возродило давнюю любовь к лингвистическим экспериментам, которая в итоге закончилась полным отходом от права и выпуском собственного сборника стихов. Сборник получил награды в Великобритании, а в юриспруденцию Арши так и не вернулась. Ей она предпочла курс поэзии в Университете Восточной Англии.

 

 

4. Дениз Нёрс была юристом-инхаусом в компании BSkyB - однако променяла юриспруденцию на более интересное для себя занятие. После участия в конкурсе на должность телеведущей она стала работать в эфире Sky News, Sky Travel и BBC, представляя прогноз погоды. "Это было серьезное решение - я ведь только что получила свою "работу мечты" юристом в Sky Sports. На работе мне сказали, что не будут никого брать на мое место в течение полугода. И да, полгода я занималась совсем другим - вот только обратно я так и не вернулась", - делится Дениз Нёрс. Но по праву она скучала. В итоге из этого вырос собственный стартап Halebury - который до рождения ребенка она успешно сочетала с работой на телевидении.
 

 

5. Аркадий Берещук, российский юрист, полностью изменил привычный образ жизни, переехав из города в деревню. "Природа, лес, спокойствие. Нет машин, пробок, бесконечной суматохи и стресса от работы", – так объяснил опоясняет причины своего решения экс-директор пермского офиса Интеллект-С, теперь занимающийся фермерством: он делает творог и сыр, и поставляет продукты в пермские магазины. Впрочем, окончательно юриспруденцию он не оставил: консультации он проводит удаленно, оставив за собой часть интернет-проектов.