Автоправа
12 октября 2022, 9:02

Авто для армии: у кого заберут машину при мобилизации

Авто для армии: у кого заберут машину при мобилизации
В период мобилизации армии нужны не только люди. Передать на нужды вооруженных сил могут транспорт и спецтехнику — их конфискуют у бизнеса и граждан. Правда, вторые рискуют потерять авто только в условиях военного времени. А вот забрать машину у компании можно уже сейчас, но только если она входит в специальный перечень Минобороны. Как взыскивать убытки за изъятый транспорт — не до конца ясно, отмечают юристы. В России пока не приняты специальные законы, зато четко определена ответственность за отказ отдать авто армии РФ.

21 сентября президент Владимир Путин объявил о частичной мобилизации, но в своем обращении он ничего не сказал об изъятии спецтехники и транспорта у россиян. При этом закон предусматривает для бизнеса и граждан военно-транспортную обязанность (ст. 13 ФЗ от 26.02.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»). Это значит, что для нужд армии авто все-таки могут забрать. 

Несколько дней вопрос «мобилизации» авто оставался открытым, но уже 26 сентября правительственный портал «Объясняем.рф» сообщил, что в рамках частичной мобилизации у физлиц и компаний не собираются изымать полноприводные машины. Чтобы разобраться в теме глубже, мы поговорили с автоюристами. Они рассказали, когда, как и у кого могут изъять авто для нужд армии. А еще пояснили, как взыскивать убытки, если машину повредили во время боевых действий. 

Личный транспорт: когда его конфискуют 

Согласно п. 17 приказа Минобороны РФ от 14.03.2014 № 151, учет транспорта ведут военные комиссариаты. Они получают информацию из ГИБДД, Росстата и ФНС. Имущество попадает в базу автоматически после его госрегистрации, поэтому военкоматы знают, у кого и какая есть машина.

Опрошенные юристы подчеркивают, что личному транспорту россиян пока ничего не угрожает. Дело в том, что по п. 26 Указа Президента РФ от 02.10.1998 № 1175 забрать машину у обычного человека могут только в военное время, которое никто не вводил. О том, что личные авто изымать при мобилизации не собираются, сказал и член комитета Госдумы по обороне Георгий Карлов.

Военную службу по мобилизации предлагают заменять гражданской

Но даже в военное время есть ограничения на изъятие личного транспорта. Юрист Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты 26место По выручке Анна Цуранова рассказывает: забрать могут только авто, которые находятся на территории с действующим военным положением. Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов в интервью «Парламентской газете» предположил, что в некоторых областях РФ могут его ввести: «Я не исключаю, что в отдельных местностях такое положение может быть введено. Например, в областях, приграничных с Украиной». Если прогнозы депутата сбудутся, то именно там будут изымать транспорт, а не по всей России. 

При этом не исключены перегибы на местах. 21 сентября военный комиссар Республики Татарстан Сергей Погодин подписал приказ о частичной мобилизации. В документе указано, что граждане по особому распоряжению должны доставить свой исправный транспорт согласно распоряжению военкоматов. Но как подчеркивает адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде, это требование противоречит п. 20 указа № 1175. Если такая ситуация случилась с вами, то действия местных госорганов можно обжаловать. Сейчас почти во всех регионах России созданы горячие линии по вопросам мобилизации (в Татарстане можно позвонить по номеру 122). 

Цуранова добавляет, что еще один критерий для изъятия личных машин — нужды обороны. Закон не расшифровывает это понятие, но эксперт считает, что забирать личные авто будут только в исключительных случаях и при крайней необходимости. Еще в законе не указан срок, на который изымают имущество. Но в п. 20 указа № 1175 определено, что при изъятии транспорта выдаются документы, которые это подтверждают. Возможно, они регулируют вопросы сроков и детали возврата, отмечает Цуранова.

Заберут ли авто у компании

Для отечественного бизнеса военно-транспортная обязанность строже (правило не применяется для международных и иностранных компаний). Так, фирмы должны предоставлять государству транспорт даже в период мобилизации (п. 5 указа № 1175). Причем могут забрать не только авто, которое находится в собственности. Менде подчеркивает, что изъятию подлежит транспорт, которым предприятие пользуется на договорных основаниях (например, по договору лизинга). 

В период мобилизации бизнес обязан предоставлять транспорт государству

Цуранова добавляет, что организацию должны обязательно предупредить об изъятии транспорта. Для этого военкомат оправляет письмо с датой и местом доставки машины. За подготовку и поставку авто в таком случае компания платит самостоятельно. Надо иметь в виду, что у одного предприятия вряд ли заберут все машины. В п. 11 указа № 1175 указано, что существуют лимиты на предоставление транспорта. 

Машины у компаний могут изымать и в мирное время, например для проведения учений (п. 5 указа № 1175). Поэтому предприятия обязаны за свой счет содержать транспорт в готовности и переоборудовать его при необходимости. Еще одна дополнительная обязанность юрлиц — по запросу военкомата представлять информацию о своем транспорте и спецтехнике (п. 26 указа № 1175). 

«Ведомости» сообщают, что руководители российских предприятий уже начали получать такие обращения. Так, крупный региональный добывающий холдинг Дальневосточного федерального округа получил письмо с просьбой предоставить сведения о наличии и техническом состоянии транспорта, находящегося на балансе. В документе указано, что информацию нужно передать «в соответствии с требованиями закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ и положения о военно-транспортной обязанности».

Какой транспорт нужен армии

Не всем собственникам стоит переживать по поводу «мобилизации» авто. Дело в том, что армии пригодятся далеко не все транспортные средства. Перечень необходимых установлен в приказе Минобороны № 151.

Забрать могут трактор, бронеавтомобиль, гусеничный, колесный или шнековый снегоход, болотоход или снегоболотоход, амфибию на самостоятельных шасси или с оригинальным кузовом. В перечень Минобороны входят квадроциклы, мотовездеходы и прицепы к ним, снегоходы с лыжами и прицепами. Для военной службы могут изъять даже дорожно-строительные и подъемно-транспортные машины, пожарные автомобили, автоцементовозы, инкассаторскую технику, автомобили скорой помощи, транспорт для перевозки нефтепродуктов, обслуживания нефтяных и газовых скважин. 

Всем автовладельцам Менде советует уже сейчас изучить технический регламент, чтобы понять, к какой категории относится принадлежащая им машина.

Кто возместит убытки

Если авто или спецтехнику используют в зоне боевых действий, то существует риск ее поломки или даже полного уничтожения. Поэтому в п. 25 указа № 1175 и п. 3 ст. 13 ФЗ № 31 предусмотрено, что бизнес и граждане могут претендовать на возмещение убытков. 

Опрошенные юристы отмечают, что в законе не прописан механизм, как истребовать эти деньги. Никакого постановления правительства по этому поводу пока не опубликовали. Но Менде считает, что судебная практика может развиваться по пути применения ст. 242 ГК («Реквизиция»). Статья дает возможность оспаривать размер компенсации при изъятии государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости авто и истребовать машину, если она сохранилась. 

Но есть и другая проблема — закон предусматривает возмещение убытков только для собственников авто. Менде считает, что по этому поводу на практике могут возникнуть правовые коллизии. Компании могут владеть авто по гражданско-правовому договору. А военно-транспортная обязанность распространяется и на организации, которые обеспечивают работу техники, но не владеют ей. Они тоже могут понести убытки, но не очень понятно, как их взыскивать. 

Мобилизация в нашей стране объявлена впервые, поэтому будет учитываться опыт предоставления транспорта для нужд Минобороны и МЧС в мирное время. Это происходило, например, при устранении стихийных бедствий. Но тогда техника осталась в целости и вернулась к собственникам в исправном состоянии.

Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права и автотематики Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование)