ГИБДД
14 октября 2022, 16:16

Таможенники получили право останавливать фуры по всей России

Таможенники получили право останавливать фуры по всей России
Полномочия ФТС расширяют для контроля параллельного импорта и схем ухода от НДС на территории ЕврАзЭС. Раньше таможенники без участия ГИБДД останавливали фуры только в некоторых регионах страны, а теперь вправе так делать во всех. Появился и подробный регламент действий должностных лиц. На оживленных трассах могут появиться новые площадки для проверки, а издержки транспортных компаний вырастут.

13 октября вступили в силу изменения в законе «О таможенном регулировании» (ст. 261), что позволит таможенникам останавливать грузовики и фуры вне зон таможенного контроля в специально обозначенных местах. То есть у дорожного знака «Таможенный контроль» при соблюдении ПДД мобильные группы таможенников смогут тормозить авто с предельной допустимой максимальной массой от 3,5 тонн на срок до двух часов, чтобы проверить товары и документы. Если должностное лицо решит провести таможенный досмотр, то водитель обязан будет проследовать до места хранения. В случае невыполнения требования машина и товары подлежат предварительному изъятию в таком порядке:

  • под видеозапись или с участием двух понятых;
  • с составлением акта об изъятии, копию вручают водителю;
  • перевозка, перегрузка и подобное оплачиваются из бюджета, а потом эту сумму компенсирует водитель или «иное лицо, обладающее полномочиями в отношении автомобиля и (или товаров)».

Процедура таможенного досмотра займет до 30 дней с возможностью продления. Возвратить машину и товары по закону должны не позднее 10 рабочих дней после окончания таможенного досмотра и фиксации его результатов, если водитель или другое полномочное лицо присутствуют при этом. Когда их нет, то не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта таможенного досмотра.

Если по результатам таможенного контроля обнаружатся нарушения международных норм в сфере таможенного регулирования или законодательства РФ, то придется возместить в бюджет расходы на хранение грузовика и товаров.

В развитие этой законодательной поправки Федеральная таможенная служба выпустила приказ о мобильных группах от 28.08.2022 № 695, который вступит в силу 7 ноября и еще подробнее детализирует положения закона. 

Зачем это нужно и что поменяется

Как говорится в пояснительной записке, у закона несколько целей: не допустить ввоза и оборота санкционных товаров и контрафактной продукции (вопрос особо актуален из-за параллельного импорта), пресекать «лжеэкспорт» — схемы минимизации уплаты НДС с товаров, задекларированных в государствах — членах ЕврАзЭС. Так, в 2021 году мобильные группы таможенных органов остановили для проверки более 28 000 транспортных средств с 500 000 тонн товаров. Из них 2600 машин (порядка 10% от остановленных) перевозили более 38 000 тонн товаров с нарушениями — такие цифры приводятся в пояснительной записке. 

Возможно, что с новым законом эта статистика увеличится: ранее таможенники могли останавливать автомашины без ГИБДД вне зон таможенного контроля только в некоторых регионах, например в республиках Северного Кавказа, а теперь на всей территории страны.

Спецплощадки для таможенного контроля со специальным дорожным знаком, скорее всего, оборудуют во всех регионах вдоль автотрасс, на наиболее востребованных маршрутах перемещения грузов.

Александр Кирильченко, руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 3место По выручке 3место По количеству юристов 9место По выручке на юриста Профайл компании

Кирильченко приветствует выпуск подробного регламента: раньше его не было, из-за чего возникали спорные ситуации, в том числе и в судах.

Он предупреждает, что таможенники вправе останавливать и проверять машины по своему усмотрению. При этом введенные моратории на проверки бизнеса не касаются таможенного контроля, напоминает партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Профайл компании Алексей Сизов.

По его мнению, мера в целом обоснованная, особенно в части проверки транспортных средств, прибывших из государств — членов ЕАЭС, ведь на границах с ними нет таможенного контроля. Повышается эффективность таможенного контроля, особенно подсанкционных товаров, расширяются возможности проверки маркировки на товарах и так далее, перечисляет Кирильченко.

Другой вопрос, как все будет проходить. Проверка в течение двух часов — это нестрашно, а вот назначение по ее результатам таможенного досмотра, который порой занимает до 30 дней с возможностью продления, может привести к серьезным экономическим последствиям, даже если нарушений не выявят, говорит Сизов. 

Возрастают риски задержки доставок и убытков. Кроме того, водители фур определенно не обладают квалификацией в области таможенного дела, нужной для общения с должностными лицами в случае остановки и проверки.

Алексей Сизов

Нововведение усилит нагрузку на бизнес, создаст дополнительные риски и расходы для транспортных компаний, заключает Кирильченко.