На процессе по делу Лопуховых, которых привлекли к уголовной ответственности за торрент-файлы, позволяющие смотреть нелицензионное видео, и раздачи на трекерах, выступил свидетель, из-за которого и начались их беды. Денис Мальков, работающий на Российскую антипиратскую организацию, которая более чем наполовину финансируется из США, зафиксировал подозрительную активность Ripper'а и Nadezhd'ы в сети, скачал то, что они предлагают, и передал материалы в правоохранительные органы.
Мужа и жену Андрея и Надежду Лопуховых обвиняют в том, что они в период с апреля 2007 года по сентябрь 2008-го разместили на сайтах interfilm.ru и puz-karapuz.ru около 30 торрент-файлов, дающих возможности скачать фильмы, и тем самым причинили ущерб примерно десятку правообладателей. Потерпевшими выступают ООО "Централ Партнершип", ООО "Смешарики", ООО "Дистрибуционная кинокомпания „Парадиз", ЗАО "За тридцать", ООО "Кинокомпания „Люксор“", ООО "Кинокомпания "СТВ", ООО "Юнайтед Мультимедиа Проджектс", кинокомпании "Двадцатый век Фокс", "Парамаунт Пикчерс", "Уорнер Бразерс", "Дисней", "Сони Пикчерз", "Юниверсал". Уголовное дело было возбуждено по ч.3 ст.146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), предусматривающей до шести лет лишения свободы, а сумма ущеба по гражданскому иску составляет 750 млн руб. (схема расчета осталась неясной).
Лопуховы — пока единственные, кого хотят посадить за торренты. Они свою вину не признают, настаивают на то, что их процесс показательный, при этом поведение сотрудников правоохранительных органов во время следствия было недопустимым (о давлении и грубости следователей говорили также два свидетеля по делу). А в пятницу на процесс в Тимирязевский районный суд, который ведет судья Мария Аканова, пришел свидетель обвинения, из-за которого и начались злоключения подсудимых, — Денис Мальков, сотрудник Российской антипиратской организации, созданной в 1997 году российскими киностудиями и Американской киноассоциацией для борьбы с нарушителями авторских прав.
- Работаю я вообще по своей инициативе, — рассказывал Мальков. — Сайт Interfilm заметил в районе 2006 года, когда начал работать в РАПО. Он выделялся – на нем было большое количество картин, и у него была высокая посещаемость. Были произведены контрольные закачки фильмов, а дальше уже в следственные органы были оправлены запросы на расследование. А никнеймы Ripper и Nadezhda (по версии следствия, за ними скрывались Лопуховы — "Право.Ru") всем уже известны. Они выкладывали фильмы (чаще всего "экранные" копии, записанные в кинозале), и были перечислены в списке администраторов сайта и модераторов.
- А сколько вы фильмов скачали? – поинтересовался прокурор Константин Судаков.
– Конкретно сложно сказать. Мы скачивали те, которые интересовали правообладателей, наших клиентов. В основном старались закачивать "дорелизные" фильмы, экранные копии плохого качества, — пояснил свидетель.
Позже, правда, Мальков припомнил, сколько фильмов было скачано — около пятидесяти. К концу допроса несколько изменилась и версия о мотивации — он сказал, что действовал не только по своей инициативе, но по заданию руководителя организации – директора РАПО Константина Земченко.
- А скачивать и искать фильмы поручали потерпевшие? – спросил адвокат.
- Нет, они сами даже не знали, — сказал Мальков.
- Как вы вышли на сайт? — спросил обвинитель.
- Как? В поиске набрал: "Хочу скачать фильм такой-то". В те времена таких сайтов было гораздо меньше, — сказал инициативный антипират.
- А какой у вас был никнейм на "Интерфильме"? Платили ли вы деньги за скачивание? – спросила Лопухова.
- Никнейм простой – что-то вроде "Фильмопоиск", но точнее ответить не могу. За скачивание не платил, — сказал свидетель.
- А когда вы находили противоправный контент, что вы делали? – уточнил адвокат Дарбинян.
- Ну, если под это конкретно дело [Лопуховых], то скачивали, записывали на диски, проверяли по правообладателям. Потом [эти диски] изымали у нас сотрудники управления "К", — пояснил Мальков.
- То есть вы записывали что-то противоправное и хранили у себя? – удивился адвокат Лопуховых Саркис Дарбинян.
– Ну, это быстро все происходило, в течение нескольких дней, — сказал было свидетель. Правда, потом выяснилось, что диски он приносил на допрос в 2010 году, то есть по крайней мере спустя год после дат, фигурирующих в обвинительном заключении по делу Лопуховых. Хранил ли он все это время их у себя, Мальков не вспомнил.
На "Интерфильме", пояснил Мальков по просьбе адвоката, были не фильмы, а торрент-файлы. Он также рассказал, что именно он делал многочисленные скриншоты с сайта, которые легли в основу дела. На них значатся списки администраторов, модераторов, информация о релизах. Пиратский или не пиратский контент выложен в интернете, Мальков и его коллеги определяли по дате официального релиза. Структура сайта, продолжал рассказывать свидетель, позволяла создавать для отдельных фильмов отдельные странички. Был также список новинок с ссылками. Каждый релиз подписан, кем сделан, кто его разместил.
- Фильм разместил? – обрадовался прокурор.
- Нет, торрент, — уточнил Мальков.
- А сам фильм где размещался, на каком-то компьютере? – продолжал спрашивать Судаков.
- По-любому источник первоначальный где-то находился. Потом кто-то, связанный с "Интерфильмом", создал торрент-файл. Его стали скачивать – и по нарастающей – вот уже его раздает целая армия.
- А можно ли вычислить тех, кто изначально выложил? – спросил прокурор. Свидетель считает, что теоретически можно. По его словам, в торренте прописано, с какого трекера он скачан.
- Реально ли установить создателя торрент-трекера?- спросила судья.
- Зная IP-адрес, можно выйти на человека. Это реально, да, — ответил свидетель с сомнением в голосе.
- Экранная копия нарушает права, поскольку фильм еще не вышел. А когда фильм выходит в прокат, эти экранные копии из сети исчезают? – улыбнулся Дарбинян.
- Теоретически их можно найти. Но такой задачи мы не ставили, — ответил Мальков.
- А после того как картина вышла в прокат [ее раздачей], уже не будут нарушаться права? – уточнила судья.
- Все равно [они] нарушены! Правообладатель не давал никаких прав размещать фильмы в интернете! – убежденно заявил свидетель.
- Вы скачивали фильм, а после этого осуществляли раздачу? – спросила Лопухова.
- Не помню, возможно. Но специально не раздавали, – ответил Мальков.
- И фильмы не смотрели, глаза закрывали, — заметил адвокат и свидетеля отпустили.
Кроме него, в суде выступили еще один свидетель. Денис Михайлов, который проводил осмотр изъятой у Лопуховых компьютерной техники, рассказал, что в ней были стандартные приложения, был U-torrent (программа, закачивающая и раздающая торрент-файлы), софт для работы с DVD-носителями и обмена файлами в сети. Среди перечисленных им программ были также Adobe Audition, Photoshop, Skype, Nero, VLC, Internet Explorer, Opera.
- Мне надо было дать заключение, для чего они используются, — объяснил Михайлов.
- А они используются ли для противоправных действий? – переспросил адвокат Дарбинян. На это свидетель ответил, что определить это в его компетенцию не входит. А прокурор Судаков предложил огласить весь список найденных программ, который был в протоколе допроса Михайлова на предварительном следствии. Никто не возражал, и суд узнал, что у Лопуховых были обнаружены также программы, которые позволяют снять "защиту" с лицензионных DVD, редактировать видеофайлы, ставить субтитры, накладывать звукозаписи, несколько сетевых анонимайзеров, сборники кодеков и плееров.
Юрист Владислав Лебедев, предствитель Лопуховых по гражданскому иску, поинтересовался, были ли аудиовизуальные произведения в компьютерах. Михайлов ответил, что не должен был их искать.