Новости ПМЮФ
12 мая 2023, 12:11

Как власти цифровизируют нормотворчество

На сессии «Цифровая трансформация нормотворчества» рассказали, как и зачем в госорганах используют цифровые технологии.

Участники сессии «Цифровая трансформация нормотворчества» Петербургского международного юридического форума обсудили проблемы интеграции информационных технологий в правовую сферу.

Зачем нужна цифровизация 

Эксперты отметили, что цифровизация обеспечит качественную работу. «Нам важно обеспечить качество законодательной деятельности. Для нас важно смотреть, какие законодательные новеллы появляются у коллег за рубежом, связанные и с санкционным режимом, и с безопасностью. Нужно, чтобы машина помогала формировать аналитику и правильно расставлять приоритеты в вопросах безопасности. Важна и цифровизация документов на межгосударственном уровне — ЕАЭС, БРИКС, ШОС», — рассказал заместитель руководителя аппарата Совета Федерации Алексей Безруков.

Антимонопольные иммунитеты и использование IP: как развивать экономику

Только при помощи технологий можно эффективно управлять большими данными. «В 2023 году осуществляется переход всех органов исполнительной власти на обмен документами для служебного пользования в электронном виде. Если в 2020 году мы вообще не обменивались документами в электронном виде, то уже сейчас обмениваются 84 государственных органа власти, а до конца года плавно перейдут 150. В результате перехода на электронный документооборот доля документов в электронном виде увеличилась за три года в аппарате правительства в 2,4 раза — с 35 до 84%. При этом затраты на бумагу, конверты, расходные материалы сократились в два раза», — рассказала заместитель директора департамента документационного обеспечения правительства Татьяна Ковалева.

«Мы занялись процессом автоматизации процедуры экспертизы актов. В год по всей стране через министерство проходит порядка 1 млн нормативных документов, все проходят экспертизу или регистрацию на том или ином уровне. Через центральный аппарат мы получаем порядка 10 000 пакетов. Можно себе представить объемы этих действий по стране. До тех пор, пока система ГИС «Нормотворчество» не заработает на уровне органов власти и разработчиков по стране, все это происходит в аналоговом формате, через почтовое взаимодействие», — директор департамента информатизации и цифровой трансформации Министерства юстиции Андрей Фридштанд.

Пять вариантов цифровизации

Обработка документов вручную замедляет процесс, подчеркнули эксперты. «Качество выпуска актов в аппарате правительства достигается сейчас за счет ручного труда. Для этого выстроены трудоемкие процедуры правовой, юридико-технической экспертизы, вычитки актов перед подписанием», — рассказала Ковалева. Она добавила, что сейчас отсутствует интерфейс межведомственного согласования, выполняется ручное визирование юристами каждого листа проекта акта. 

Для решения этой проблемы эксперты предложили несколько вариантов. Первый — создать модуль для самостоятельной проверки документов разработчиками перед отправкой в Минюст. «Мы предусмотрели для органов, участвующих в разработке нормативно-правовых актов, возможность для самостоятельной проверки документов перед отправкой в Минюст на типовые ошибки и замечания», — пояснил Фридштанд.

Санкции и новые законы: какие риски есть у бизнеса

Второй вариант — привлекать искусственный интеллект. «Для перевода в цифру мы создали небольшой модуль, который у нас внутри ведомства работает и интегрирован с электронной системой документооборота. С проектами документов в общей сложности проводится порядка 80 с лишним различных проверок. Это типовые, стандартные наборы экспертиз, от простых до сложных вещей, на коррупциогенные факторы, которые можно в автоматизированном режиме вычленять. В ряде проверок используется искусственный интеллект», — сказал Фридштанд.

Третий вариант — перейти на электронный документооборот и цифровые поручения, сократить сроки. «Время получения структурным подразделением в аппарате правительства входящего документа сократилось до одного часа — в 100 раз, а время регистрации исходящего документа сейчас составляет 16 минут. Это достигнуто в условиях роста количества документов в 1,5 раза. Средний срок подготовки проекта акта в федеральных органах исполнительной власти сократился и при хорошем стечении обстоятельств составляет 18 дней, в аппарате правительства — 5 дней. Срок отправки проектов федеральных законов в Госдуму у нас составляет один день сейчас, он сократился в 10 раз», — отметила Ковалева.

Четвертый вариант — повысить качество документооборота за счет цифровизации. «Электронный документооборот — это только середина пути в цифровой трансформации документооборота. Необходимо совершенно иное качество документооборота. Обмен не только документами, подписанными квалифицированной электронной подписью, но и данными юридически значимыми. Если цифровые поручения уже реализованы и проходят этап внедрения, то для перехода на цифровые правовые акты требуется все-таки полный реинжиниринг», — сказала Ковалева.

Пятый вариант — интегрировать ГИС «Нормотворчество» с системой электронного документооборота аппарата правительства. «Планируется обеспечить платформу подготовки законов и актов, межведомственный обмен и контроль исполнения цифровых поручений, повышение качества разрабатываемых документов, снижение временных издержек на подготовку документов и дополнительных приложений. Мы ожидаем повышения эффективности выполнения функций государственного управления за счет повышения эффективности работы пользователей», — добавила Ковалева.