Законодательство
14 июня 2018, 17:57

Повышение НДС: как сыграет новая ставка

14 июня правительство одобрило законопроект о повышении налога на добавленную стоимость до 20%. Предполагается при этом, что льготы по социально значимым товарам и услугам сохранятся, а повышение ставки произойдет с 1 января 2019 года.

Налог на добавленную стоимость был введен в России в 1992 году, тогда ставка составляла 28%, а позже была снижена до 20%. По действующему законодательству она составляет 18%, при этом льготная ставка составляет 10% – ей облагаются детские, медицинские товары, продовольствие и воздушные перевозки. 

600 млрд руб.
ежегодно принесет повышение ставки НДС

После переизбрания Владимира Путина в правительстве оценили затраты на выполнение его указов – 8 трлн руб. Бюджет предлагалось наполнить за счет повышения НДФЛ, отмены льгот по НДС, а также повышения НДС с одномоментным снижением страховых социальных взносов. В итоге 14 июня 2018 года правительство поддержало законопроект, который подразумевает повышение НДС на 2 п. п., при этом льготные ставки предлагается сохранить. Повышение произойдет уже с 1 января 2019 года. 

В 2017 году сборы по НДС на внутренние товары и услуги составили 3,069 трлн руб., еще 2,067 трлн руб. сборов принесли ввозимые на территорию РФ товары. Вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил, что эта мера принесет в бюджет дополнительные 600 млрд руб. ежегодно. В кабмине проект все поддержали.

Как прокомментировал Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton, увеличение сборов принесет повышение ставки только в краткосрочной перспективе: «Я бы не сказал, что это плохое решение. Это очень плохое решение. Последние годы налоговая нагрузка росла на фоне замедления экономического роста. Проблема не в том, что теперь бизнес уйдет в тень, проблема в том, что на фоне высокой налоговой нагрузки значительно снизится предпринимательская активность. Не стоит строить иллюзий, что 2% – это маленькое повышение, это хорошо администрируемый налог. В краткосрочной перспективе правительство получит увеличение сборов, однако в среднесрочной – снизится предпринимательская активность, а значит, и сборы упадут. Второй момент – рост цен, в годовом выражении он вырастет на 1–2 п. п. Инфляции, как по итогам 2017 года, можно не ждать».

Как рассказывает Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» плательщиками НДС являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а дополнительные издержки они вложат в цену товаров и услуг. «Предложенные в президентском указе дополнительные меры по улучшению жизни граждан будут профинансированы за счет самих граждан. Но там, где покупательская способность ограничена, рост цен затруднен и поэтому повышение налога уменьшит прибыли самих компаний», - подчеркивает Зарипов.  Также он добавляет, что повышение ставки на 2% означает, что с добавленной стоимости каждый участник товарной цепочки будет отдавать государству на 1,42% больше, чем сейчас.

«Если предпринимателям удастся повысить цену продажи с учетом повышения налога, то рост налоговой нагрузки не будет для них заметным. В любом случае вырастет «цена» работы с недобросовестными поставщиками, не заплатившими свой налог – платить за них налогоплательщикам придется еще больше. Вырастет и цена ошибок при формировании цены и исчислении НДС. Например, если компания необоснованно пользовалась освобождением от НДС при специальных налоговых режимах», -резюмирует Зарипов.

Ведущий юрисконсульт «ФБК Право» Сергей Горохов подчеркивает, что бремя этого налога перекладывается на потребителя товара: «Этот налог и стал достаточно привлекателен во многих странах с момента его «изобретения» в 50-х годах 20-го века, обеспечивая, в некоторых случаях, до половины доходов государственного бюджета. Не стоит ожидать, что налогоплательщики будут пытаться уклоняться от НДС, взимаемого по более высокой ставке: им легче взять повышенный налог с потребителя в составе цены товара, чем переживать в ожидании налоговых проверок», – подчеркивает он.