Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев направил председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву письмо, в котором просит сформировать обоснованную практику по спорам, касающимся общеизвестных товарных знаков. Об этом сообщает «Коммерсант», который ознакомился с копией документа.
Сейчас товарный знак признают общеизвестным, когда потребители его хорошо знают и ассоциируют с конкретным производителем. Владельцы таких знаков получают конкурентные преимущества. Например, они могут ограничивать право использования такого бренда на тех рынках, на которых сами они не производят товары и не оказывают услуги. Кроме того, права на общеизвестные товарные знаки охраняются бессрочно.
В своём письме Ивлиев указывает, что крупные компании зачастую стараются не подчёркивать своё название на товаре и в рекламе, чтобы избежать рисков, которые связаны с производством и продажей некачественных товаров. Об этом в сентябре заявлял в письме к Владимиру Путину и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
По его словам, иностранные компании специально продают в Россию товары, которые по качеству уступают тому, чем они торгуют на своём родном рынке. Так, в июле ФАС возбудила дело против «Проктер энд Гэмбл» и обвинила предприятие в том, что импортированные стиральные капсулы Ariel отличаются от своих аналогов, продаваемых в Евросоюзе. При этом необходимую маркировку на свою продукцию компания не наносила.
В приложении к своему письму Ивлиев упоминает споры с производящим «Доширак» Paldo Co., Ltd и производителем «Роллтона» Sunecho Ltd. Роспатент не стал признавать их товарные знаки общеизвестными, поэтому те пошли в Суд по интеллектуальным правам. СИП посчитал такой отказ незаконным. Там сочли юридическую связь компаний со своими брендами достаточной для признания последних общеизвестными.
В декабре это решение подтвердила и апелляционная инстанция – президиум суда. Чтобы оспорить обязанность регистрировать «Доширак» в качестве общеизвестного, Роспатент дошёл до Верховного суда.
Компания Mareven Food Holdings, которая стала процессуальным правопреемником производителя «Роллтона» Sunecho Ltd., заявила, что внутренние требования качества к её продукции одинаковы во всех странах и выше, чем того требует российское законодательство. В СИП указали на то, что при принятии решения исходят из доказательств общеизвестности обозначения, которые представлены в каждом конкретном деле.
По словам руководителя патентной практики Наталии Дмитриевой, требования к общеизвестным товарным знакам выше, чем к обычным брендам. Например, в суде нужно доказывать интенсивное использование обозначения и получение широкой известности в России. При этом с точки зрения права решения СИП корректны, полагает эксперт.
Партнёр Екатерина Тиллинг критикует сам факт направления письма в Верховный суд. По её словам, если дела, на которые в своём письме ссылается Роспатент, находятся сейчас в производстве Верховного суда, обращение к Лебедеву – вмешательство в осуществление правосудия, а текст обращения надо разместить на сайте ВС.