ПРАВО.ru
Новости
4 февраля 2010, 18:47

Медведев запустил реформу Европейского суда

Медведев запустил реформу Европейского суда
Медведев подписал закон о ратификации 14-го протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Фото пресс-службы Президента России

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации 14-го протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Об этом сообщила сегодня пресс-служба главы государства. 

Напомним, что Протокол №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предусматривает реформирование Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) был одобрен Госдумой 15 января и поддержан Советом Федерации 27 января.

Решение российского парламента дает долгожданный старт реформе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который перегружен и завален жалобами."Ратификация Россией 14-го протокола позволит повысить эффективность работы ЕСПЧ на 25-30%", — заявил после голосования в Госдуме замминистра юстиции РФ, постоянный представитель России в ЕСПЧ Георгий Матюшкин.

Госдума вернулась к этому вопросу после трехлетней паузы. Документ был внесен в палату еще в ноябре 2006 года президентом РФ Владимиром Путиным. Но тогда российский парламент — единственный из 47 государств Совета Европы — отказался дать положительное заключение.

По 14-му протоколу предусматривается увеличение сроков полномочий судей ЕСПЧ с 6 до 9 лет, введения дополнительного критерия, позволяющего Европейскому суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от понесенного заявителем ущерба. Также разрешается рассматривать дела по прецеденту, "отбраковывать" заведомо неприемлемые иски один из судей уполномочен единолично, а выносить решения по существу сможет комитет из трех судей, а не весь состав суда, причем не обязательно включение в состав этой "тройки" представителя страны, чье дело рассматривается. Суд наделяется и правом проведения расследования в государстве-ответчике на стадии, когда еще не определено, приемлема ли подаваемая в суд жалоба.

Последние положения протокола вызвали серьезные озабоченности у российской стороны в 2006 году. Госдума, отказавшись ратифицировать протокол, по сути, заблокировала реформу ЕСПЧ. Для вступления протокола в силу требуется полный консенсус, то есть его ратификация во всех странах Совета Европы. Но российские депутаты три года назад сочли, что положения документа противоречат интересам РФ, а также концепции модернизации судебной системы в России. Такая позиция сначала вызвала шквал критики в адрес российских властей, а затем повлекла процесс взаимных консультаций по поиску приемлемого решения.

В конце 2009 года на проблему 14-го протокола обратил внимание и президент РФ Дмитрий Медведев. "Россия, как ответственный участник всех европейских процессов и конвенций, также считает необходимым дальнейшее совершенствование работы этого важного института (ЕСПЧ)", — заявил он. По словам Д. Медведева, результаты консультаций, проведенных Россией с представителями Совета Европы, позволяют РФ вернуться к вопросу о ратификации протокола.

Как пояснил Г. Матюшкин, комитет министров Совета Европы, а также канцлер ЕСПЧ проинформировали российскую сторону о том, как будут решаться проблемы, вызывающие претензии Москвы. "Поступило письмо за подписью канцлера суда, а также официальное решение КМСЕ, в которых, в частности, сообщается, о том, что представитель страны-ответчика может принимать участие в рассмотрении вопроса о приемлемости той или иной жалобы к производству ЕСПЧ", — сказал он. То есть, по словам Г. Матюшкина, решено, что рассматривать по существу дела, касающиеся РФ, будет группа судей, в которую обязательно будет включаться российский представитель. Что касается проведения судом расследования, то Россия добилась, что оно будет возможно лишь в случаях приемлемых жалоб.

Помимо этого, как сообщил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, в соответствии с заверением КМСЕ, контролировать исполнение решений ЕСПЧ будет сам суд, а не исполнительная власть Совета Европы, как предполагалось первоначально. "Эти заявления и заверения позволили России пересмотреть свою позицию и, наконец, принять решение о ратификации 14-го протокола. Это, в первую очередь, продиктовано нашими обязательствами перед СЕ", — пояснил Косачев.