ПРАВО.ru
Новости
9 июля 2010, 1:35

За отмывание чужих денег будут конфисковывать имущество - законопроект правительства

За отмывание чужих денег будут конфисковывать имущество - законопроект правительства
Законопроектом предлагается закрепить норму о возможности конфискации имущества (вознаграждения), получаемого лицом в результате легализации имущества других лиц (статья 174 УК) Фото Право.Ru

Сегодня Совет Государственной Думы принял к рассмотрению палатой правительственный законопроект № 400700-5 "О внесении изменения в статью 1041  Уголовного кодекса Российской Федерации",  устанавливающий конфискацию имущества, полученного в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Об этом сообщается в материалах Госдумы.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении предварительно намечено на 29 сентября 2010 года.

Как говорится в пояснительной записке к документу, проект федерального закона предусматривает внесение в статью 1041 "Конфискация имущества" Уголовного кодекса РФ (далее — УК) изменения, устанавливающего возможность принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 174 УК, а также любых доходов от этого имущества.

Основными целями разработки данного законопроекта являются предупреждение и предотвращение совершения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (далее — легализация имущества), повышение эффективности борьбы с экономическими преступлениями в сфере легализации имущества.

Официальная статистическая информация свидетельствует о постоянном росте в Российской Федерации преступлений, связанных с легализацией имущества. Согласно данным ГИАЦ МВД России, в 2006 году правоохранительными органами выявлено 8 тысяч преступлений, связанных с легализацией имущества, в 2007 году — более 9 тысяч преступлений, в 2008 году — около 8,5 тысячи указанных преступлений. В 2009 году тенденция роста преступлений сохраняется. Так, за период с января по июнь 2009 года выявлено около 7 тысяч преступлений. Рост преступлений за данный период в 2009 году по сравнению с тем же периодом в 2008 году составляет 11%.

В сфере борьбы с легализацией доходов основной задачей государства является создание реальных препятствий для легализации преступно нажитого имущества посредством установления юридических мер ответственности за противоправное поведение в данной области.

Российской Федерацией ратифицирован ряд международных договоров в сфере борьбы с коррупцией, которые непосредственно рассматривают меры по конфискации имущества в качестве механизма борьбы с отмыванием преступных доходов (в том числе Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.).

Кроме того, Российской Федерацией подписан Договор государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.), в соответствии со статьей 11 которого Стороны обязуются принимать нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию преступных доходов, включая имущество, полученное в результате легализации (отмывания) преступных доходов, а также средств для финансирования терроризма.

В настоящее время статьей 1041 УК установлено, что конфискация имущества производится в отношении имущества, полученного лицами в результате совершения преступлений, в число которых не входят преступления, связанные с легализацией имущества.

Легализация имущества совершается не только в целях придания видимости законности полученного имущества, но и в целях получения выгоды (вознаграждения) за совершение лицом действий по легализации имущества. Кроме того, в процессе легализации может быть получен дополнительный доход от использования легализованного имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства Российской Федерации к лицу, обвиняемому в совершении преступления, связанного с легализацией имущества, и получившему в результате данной преступной деятельности имущество (вознаграждение), не может быть применена конфискация имущества.

С учетом изложенного, законопроектом предлагается закрепить норму о возможности конфискации имущества (вознаграждения), получаемого лицом в результате легализации имущества других лиц (статья 174 УК).

Включение статьи 1741 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступлений" УК в перечень преступлений, предусмотренный статье 1041 УК, представляется излишним, поскольку в статье 1741 УК речь идет об отмывании денег самим преступником. В этом случае конфискация как самого имущества, полученного в результате совершения "основного" (предикатного) преступления, так и доходов, полученных от отмывания, уже предусмотрена статьей 1041 УК, согласно подпункту "г" пункта 1 которой подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

Кроме того, необходимо учитывать, что основной целью разработки законопроекта является необходимость конфискации дополнительного дохода (вознаграждения), которое получает лицо при легализации имущества, приобретенного другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ). При совершении преступления, предусмотренного статьей 1741 УК РФ, подобный дополнительный доход отсутствует, поскольку самим обвиняемым осуществляется легализация имущества, приобретенного в результате совершения им предикатного преступления, отмечают разработчики законопроекта.

Ниже следует текст законопроекта:

" Внести в пункт "а" части первой статьи 1041 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2006, № 31, ст. 3452; 2008, № 52, ст. 6235) изменение, дополнив его после цифр "147," цифрами "174,". "