ПРАВО.ru
Новости
19 ноября 2010, 11:22

Подозреваемый в убийстве 12 человек на Кубани "открывал ногой" двери в милицию и имел знакомого судью

Подозреваемый в убийстве 12 чел. на Кубани имел знакомого судью
По словам одного из местных жителей, год назад на его глазах распоясавшийся Сергей Цапок избивал рядовых милиционеров Фото с сайта www.rg.ru

Озабоченность за имидж региона в связи с массовым убийством в станице Кущевской выразил кубанский губернатор Александр Ткачев, пишет "Российская газета".

Об этом он заявил на экстренно собранном в Краснодаре заседании краевого Совета безопасности. По словам губернатора, власть ничего не знала о существовании криминальной группировки в Кущевском районе и тем более ее никак не поддерживала. "Мы все шокированы, — сказал Ткачев. — Ведь главный подозреваемый известен как меценат. Кто бы мог подумать, что он способен на подобное?"

В Кущевке в отличие от краснодарских чиновников, как только разнеслась по округе страшная весть о мученической смерти 12 человек в доме по улице Зеленой, подумали как раз об этом. Здесь жила семья фермера Сервера Аметова. И все вокруг знали, что его главные недруги — Цапки. Когда-то Аметовы враждовали еще с Николаем Цапком, отказываясь платить дань, а после его гибели стали "кровниками" младшего брата, Сергея. Это для краевых властей он был известен, как уверяет губернатор, исключительно как меценат (наверное, поэтому без проблем получал огромные кредиты для развития агропредприятия, возглавляемого мамой — Надеждой Цапок). А вот земляки Сергея Цапка не понаслышке знают о другой стороне его жизни — криминальной.

- Я работал прокурором Кущевского района до конца 80-х годов, — вспоминает Александр Григорьянц. — Братья Цапки еще пацанами были, но знаю об их дяде-картежнике и бывшем зэке. Думаю, именно он оказал влияние на их становление, пришедшее на лихие 90-е годы. Опираясь на криминальный авторитет своего дяди, родственники начали куролесить. Проблемы с законом у ребят появились еще по малолетству, а когда вошли в силу, стали бедокурить по-взрослому. Мы их задерживали, уголовные дела возбуждали, но все заканчивалось штрафами или условными сроками. Покровителей у них тут много разных появилось, "желтыми билетами" обзавелись, а с сумасшедших какой спрос? Безнаказанность и привела к вседозволенности. Когда начался передел земли, люди с волчьей хваткой пошли в наступление. Меня в это время перевели в другой район, но о происходивших на прежнем месте безобразиях наслышан. Грабежи, разбои, убийства, изнасилования — за многими преступлениями стояли, насколько мне известно, Цапки, сколотившие к тому времени самую настоящую преступную бригаду.

В течение десяти лет — с 1991 по 2001год — Кущевский райотдел милиции возглавлял Павел Корниенко. Говорят, когда он по болезни ушел в отставку, "цапковские" чуть не целый месяц отмечали это событие, ибо Корней, как все звали милицейского начальника, "достал их всех до печенок".

На семейные деньги было создано охранное предприятие "Центурион", которое возглавил Сергей Цапок, а других соратников своего погибшего брата зачислил охранниками. По сути, это было легальное прикрытие "братвы": стерегли все то, что нажито Цапками, как говорится, "непосильным трудом", а в свободное от основной работы время занимались привычным делом — рэкетом, грабежами, насилием. Для тренировок обустроили спортивную базу — с тренажерами, щитами для метания ножей. Оперативники считают: именно здесь молодняк "бригады" проходил обучение. По месту дислокации вели себя тихо, зато в райцентре — громко.

- Они чуть ли не всю Кущевку данью обложили, — говорит отставной полковник Павел Корниенко. — Здесь ни для кого секретом не было, чем на самом деле занимается "Центурион". Я в последнее время работаю начальником охраны на одной крупной фирме, так они и ее пытались подмять под себя. Но как только обо мне узнали, сразу отступили. С остальными от безнаказанности вели себя нагло, а наши силовики предпочитали не только не замечать этого, но некоторые даже дружеские отношения с ними поддерживали.

Рассказывают, что двери в кабинет одного из милицейских начальников Сергей Цапок чуть ли не ногой открывал. Если там в это время проходило совещание, хозяин кабинета тут же прерывал его. Стоит ли удивляться, что дела на "пацанов" не возбуждались, а если подобное все же происходило, то быстро закрывались "за примирением сторон". Ведь люди знали: жаловаться бесполезно.

Пять лет назад после разоблачительных публикаций в СМИ "под раздачу" попал тогдашний начальник РОВД Владимир Финько. На него возбудили уголовное дело, обвинив в том, что, "будучи должностным лицом, использовал служебные полномочия вопреки интересам службы, совершенные из личной заинтересованности, повлекшие существенные нарушения законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства". Проверки тогда выявили массу укрытых от учета преступлений, за что начальник нес персональную ответственность. Уголовное дело довели до суда, где в сентябре 2006 года Финько был оправдан. Сейчас он по-прежнему возглавляет РОВД одного из кубанских районов.

Впрочем, "свои" люди у Сергея Цапка были практически во всех местных властных структурах. Так, федеральный судья Сергей Шаповалов был дружен еще с его старшим братом, а младший играл с ним в футбол за одну команду.

Любопытный факт, когда в эфире федерального телеканала один из осмелевших кущевцев сослался на публикацию в СМИ, Цапок обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. В августе 2006 года судья Кущевского райсуда Сергей Шаповалов установил: "Осквернив (цитирую решения суда) доброе имя и светлую память его погибшего брата, а также допустив в отношении него распространение ложных сведений, порочащих его честь и достоинство, ответчик причинил ему тяжелейшие нравственные страдания. При таких обстоятельствах суд считает возможным взыскать в пользу Цапка С.В. в счет возмещения морального вреда 500 тысяч рублей".

Поясним: вынесенное Кущевским райсудом решение отменили в Краснодаре. Но к этому времени на имущество ответчика был наложен арест, а "добрые люди" посоветовали ему извиниться перед "хорошим человеком". Пришлось написать в местной газете, что никакими порочащими сведениями о С.В. Цапке не располагает, после чего тот подписал мировое соглашение, и арест с квартиры, за которую еще не была выплачена ипотека, сняли.

Даже спустя годы пострадавший за правду просил не называть его имени. "На два года мне пришлось уехать из станицы, а сейчас после возвращения я опасаюсь не только за себя, но и за членов своей семьи", — признался собеседник.

По словам одного из местных жителей, год назад на его глазах распоясавшийся Сергей Цапок избивал рядовых милиционеров, сделавших ему замечание. Инцидент сняли на камеру мобильника и вместе с заявлением пострадавших стражей правопорядка передали следователям.

Поскольку в то время Цапок был депутатом, решение о возбуждении уголовного дела должен был принимать руководитель краевого следственного управления. Он его и принял, однако вскоре прокуратура края по формальным основаниям решение отменила. Дело возбудили во второй раз — результат тот же. Пришлось готовить отказной материал. Пять лет назад журналист лично общалась с Сергеем Викторовичем. Вел он себя напористо. Мол, пишите, посмотрим, что из этого выйдет. И будто заранее знал, что если и накажут, то только стрелочников, а его самого в обиду никто не даст.

Так и получилось. Зато люди, осмелившиеся тогда вынести сор из избы, получили по полной: в отношении руководителя учебного заведения, откуда пришло письмо в редакцию, возбудили уголовное дело. За решеткой гражданка перенесла два инсульта и стала теперь постоянным пациентом психбольницы. В Кущевской не было секретом, с чьей подачи возбудили это дело. Все знали, что Сергей Цапок — кум районного "борца с организованной преступностью". Он, кстати, продолжает трудиться в милиции, но сегодня борется с "экстремизмом и терроризмом". Живет он по-прежнему в одном из самых заметных в Кущевской особняков — с башенками и крытым плавательным бассейном во дворе. Терем из красного кирпича за высоким забором оборудован несколькими видеокамерами и расположен наискосок от дома Аметовых, где в ночь на пятое ноября произошла кровавая драма. Люди судачат, будто в милицейском дворе как раз в ту роковую ночь оказались почему-то выключенными видеокамеры.

В среду на заседании краевого Совбеза Александр Ткачев заявил о сделанных после кущевской трагедии оргвыводах: предложил уволить начальника РОВД, руководителей криминальной милиции района, следствия, а также первого заместителя главы района, курирующего силовой блок. По мнению губернатора, "к строжайшей ответственности в дисциплинарном порядке" должны быть привлечены начальник милиции общественной безопасности РОВД и сотрудники краевого аппарата ГУВД: начальник уголовного розыска края, начальник оперативно-разыскной части уголовного розыска края. Похоже, это далеко не последние отставки.

Вчера в станице Кущевской прошла пресс-конференция милицейских начальников, которых потребовал наказать губернатор Кубани. Руководитель местного ОВД Виктор Бурносов заявил, что оперативная ситуация в районе остается стабильной, "роста преступности не наблюдается, а по тяжким преступлениям зафиксировано снижение показателей". По поводу Сергея Цапка начальник РОВД ответил, что "слышал такую фамилию, даже встречался с ним, но не более. Никакой информации об ОПГ нет".

Трагедия в станице Кущевской Краснодарского края, где были убиты двенадцать человек, стала вчера темой специального заседания Комитета Госдумы по безопасности. "То, что там произошло, не может оставить равнодушными не только депутатов, но и всех жителей нашей страны. Те злодеяния, которые совершены в станице, требуют очень тщательного расследования и адекватного наказания с учетом поправок к Уголовному кодексу, которые мы недавно принимали", — считает председатель Госдумы Борис Грызлов. По его словам, речь, в частности, идет об ответственности тех, кто не напрямую принимает участие в разбоях, а является организатором или посредником. "Мы предусмотрели для них достаточно жесткое наказание, — уточнил спикер. — Это касается и людей, которые допустили такую ситуацию, в том числе и руководителей разного уровня".

Грызлов не исключил, что возможно и выездное заседание профильного комитета по этому поводу. Эту идею спикер уже обсуждал с председателем Комитета Госдумы по безопасности Владимиром Васильевым. Депутаты предполагают "прояснить определенные моменты на месте", не ограничиваясь трагическими событиями ноября. Они надеются "опросить тех людей, которые пострадали в течение многих месяцев и даже лет от действий преступного сообщества". "С сегодняшнего дня мы начинаем вплотную этим заниматься", — заявил Борис Грызлов.

Думцы, участвовавшие в закрытом заседании комитета, не стали сообщать журналистам подробности дела, которые узнали от приглашенного на Охотный Ряд и.о. председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Они лишь заметили, что полностью удовлетворены ответами главы СК. Позже сам Бастрыкин сообщил журналистам, что по делу об убийстве трех семей в станице Кущевская Краснодарского края уже задержано шестеро подозреваемых. И это, по его словам, "не последние задержанные и арестованные по данному уголовному делу". Бастрыкин назвал две версии мотивов, которыми, как считает следствие, руководствовались бандиты: "Это либо кровная месть на почве возможного убийства одного из жителей станицы — старшего брата Цапка. И вторая версия, которую мы отрабатываем, — уточнил Бастрыкин, — это разбойное нападение с целью захвата большой суммы денег".

Следствие также намерено тщательным образом разобраться и с другими преступлениями, которые совершались в Кущевской на протяжении последних лет. Для этого, по словам Бастрыкина, в станицу командирована большая группа следственных работников из центрального аппарата СК, которая тщательно проверяет всю информацию. "Если она подтвердится, то, конечно, будут возбуждены уголовные дела, возобновлено расследование. И все факты, все случаи, которые относятся к компетенции Следственного комитета, будут самым тщательным образом расследованы. Вместе с органами прокуратуры и МВД мы проверим все отказные материалы, все прекращенные и нераскрытые уголовные дела, к которым может быть причастна эта банда", — заверил Александр Бастрыкин. И добавил, что предполагается также "провести тщательное расследование деятельности должностных лиц, начиная от работников милиции и кончая органами исполнительной власти на предмет того, насколько они добросовестно выполняют свои обязанности". "В случае обнаружения признаков должностных преступлений мы будем возбуждать уголовные дела, — сказал Бастрыкин. — По какой статье? Возможно, халатность, возможно, злоупотребление служебным положением, возможно, превышение служебных полномочий". Глава СК не стал уточнять, могут ли к этим должностным лицам применяться строгие санкции 210-й статьи УК. "Следствие покажет. Я юрист и не могу предвосхищать результаты тех проверок, которые мы только начали проводить. У нас было слишком мало времени, мы занимались в основном задержанием бандитов, преступников", — заметил Бастрыкин.

Однако председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев был настроен более решительно. Он напомнил, что в прошлом году по инициативе президента были внесены изменения в статью 210 Уголовного кодекса, которые предусматривают уголовную ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы для тех, кто использует свое должностное положение в интересах преступного сообщества. "Я как законодатель могу предположить, что в процессе расследования массового убийства на Кубани мы можем получить прецедент такого применения закона. Если ты сотрудничаешь с бандой, с преступным сообществом, готовься на пожизненное заключение", — заявил Васильев, добавив, что это касается всех должностных лиц. Глава комитета отметил, что пока никто по упомянутой статье, ее новой третьей части осужден не был. Но прецеденты надо сейчас создавать. По крайней мере депутаты, приняв данный закон, будут в меру своих прав и возможностей влиять на то, чтобы он работал.

Как заметил Владимир Васильев, депутаты в ходе заседания комитета обратили внимание на то, что первый опрос, который провели местные сотрудники милиции, не дал ни одного свидетеля. "Это приговор местной милиции, которой граждане не сообщили никакой информации, заслуживающей внимания. Сотрудники этой милиции были настолько скомпрометированы, что граждане не хотели с ними разговаривать.