"Аэрофлот" оспорил постановление Роспотребнадзора, оштрафовавшего его на 5000 руб. за то, что пассажиры, застрявшие во время транспортного коллапса в декабре прошлого года в аэропорту "Шереметьево", не знали, когда смогут вылететь. Дело (А40-16678/11) рассматривала судья Арбитражного суда г. Москвы Мария Кастальская.
Группа пассажиров подала коллективную жалобу на ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии" в Территориальный отдел Роспотребнадзора по г. Москве на транспорте в Шереметьево на то, что во время декабрьского авиационного коллапса они не могли получить точную и достоверную информацию о переносе времени вылета своего рейса (все они должны были вылететь на Гоа). Кроме того, по словам пассажиров, авиаперевозчик не предоставил им прохладительных напитков, горячего питания и трансферта до гостиницы.
Роспотребндазор удовлетворил их жалобу и признал "Аэрофлот" виновным в нарушении ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и наказал его штрафом в размере 5000 руб.
Однако "Аэрофлот" не стал соглашаться с решением комиссии и обжаловал его в суде. Он апеллировал к тому, что в соответствии со ст. ст. 794, 795 ГК РФ, перевозчик освобождается от ответственности за задержку отправления, если задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы или устранения неисправности транспортных средств (в данном случае это было обледенение корпусов воздушных судов). Кроме того, "Аэрофлот" смог "зацепиться" за формальную сторону постановления Роспотребнадзора, так как в постановлении не были указаны конкретные номера билетов, на основании которых договор между пассажиром и перевозчиком должен считаться заключенным. Финальным доводом стало то, что в материалах комиссии, на основании которых было вынесено решение о привлечении "Аэрофлота" к административной ответственности, не было конкретных доказательств вмененных перевозчику правонарушений, а лишь ссылки на публикации в СМИ.
Суд встал на сторону истца и отменил постановление Роспотребнадзора.
В картотеке арбитражных дел содержится еще четыре подобных разбирательства о постановлениях Роспотребнадзора, вынесенных по жалобам пассажиров. Их рассмотрение намечено на вторую половину мая.