ПРАВО.ru
Мнения
Ольга Калиниченко, советник Alliance Legal CG
11 сентября 2024, 12:15

Фиктивный трудовой договор: как его признать недействительным или незаключенным

Фиктивный трудовой договор: как его признать недействительным или незаключенным
Трудовой договор не относится к гражданско-правовым сделкам, поэтому его нельзя признать недействительным. Регулирование трудовых отношений с помощью аналогии закона гражданского законодательства противоречит ст. 5 ТК. При этом в действующем законодательстве никак не закреплены основания действительности трудового договора. Поэтому суды общей юрисдикции отказываются признавать такие соглашения недействительными как по просьбе работников, так и по требованиям работодателей. А вот в арбитражных судах сложилась другая практика.

Разнородная практика

В качестве примера решения СОЮ можно привести определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2023 года по делу № 88-20538/2023. Компания изменила штатное расписание, сократив должность работника. Ему предложили вакансию; он согласился. Перевод на новую должность оформили трудовым договором. Затем работник обратился в суд, пытаясь доказать незаконность перевода на нижестоящую должность. Суд не обнаружил нарушения трудовых прав работника, указав, что нормы ТК не предусматривают возможность признания трудового договора недействительным.

А вот арбитражная судебная практика допускает признание недействительным трудового договора по ст. 61.1 закона «О банкротстве». Так, АСГМ в рамках дела о банкротстве № А40-174457/2017 удовлетворил заявление конкурсного управляющего должника о признании недействительными ряда трудовых договоров. Установлено, что работники — заинтересованные лица по отношению к должнику; фактически трудовых отношений между ними не было; конкурсному управляющему должника не переданы документы, подтверждающие оформление трудовых отношений. Суды решили, что заключенные договоры отвечают признакам злоупотребления правом, являются недействительными сделками и нарушают права и законные интересы кредиторов, так как их цель — вывод денежных средств из конкурсной массы.

Работник подал жалобу в Конституционный суд, но суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, указав на возможность вмешательства в частноправовые (в том числе трудовые) отношения в той мере, в какой это обеспечивает интересы всех вовлеченных в банкротные правоотношения лиц. 

Еще одна категория споров, где квалификация трудового договора как недействительного возможна, — это дела о выделении средств на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работницы.

Так, суд отказался возмещать предпринимателю расходы на выплату страхового обеспечения работнице в связи с беременностью и родами. Суд признал действия по трудоустройству беременной работницы подозрительными, а трудовой договор фиктивным, заключенным лишь для получения средств из ФСС (определение ВС от 10 января 2022 года № 304-ЭС21-24819). 

В другом случае предприниматель устроил жену своим заместителем за три недели до начала отпуска по беременности и родам. До этого момента и после выхода жены в декрет предприниматель сам выполнял вмененные ей обязанности. Доказательств значительного увеличения объемов работы, вызвавших необходимость найма работника, представлено не было. Суд счел трудоустройство фиктивным (постановление 10-го ААС от 5 февраля 2020 года по делу № А41-67600/2019).

Однако возможность оспаривания трудового договора по указанным выше основаниям носит исключительный характер, вытекая из характера правового регулирования, обусловившего спор. Так, в обоих случаях речь идет об отсутствии реальных трудовых отношений, что повлекло убытки для кредиторов и бюджета.

Итак, признать трудовой договор фиктивным в арбитражном суде возможно. А как защититься от недобросовестного работника в суде общей юрисдикции?

Советы для разбирательств в СОЮ

В ч. 4 ст. 61 ТК указана возможность аннулировать трудовой договор, если работник не приступил к работе в день, установленный согласно ТК или трудовому договору. Аннулированный договор считается незаключенным.

Допустим, работник и работодатель изначально знали, что оформляемое на работу лицо трудиться не будет. При этом зарплата работнику выплачивалась. 

Затем меняется директор. Видит: работника на месте нет, нет и документов, связанных с трудовой деятельностью (предыдущий директор их не передал). Адрес проживания или регистрации неизвестен. Работника увольняют за прогулы. И тут наш псевдоработник, выждав время, чтобы накопить компенсацию за вынужденный прогул, обращается в суд с требованием об отмене приказа об увольнении за прогул и восстановлением на работе. 

Что в таком случае делать работодателю? Полагаем, что необходимо обратиться в суд со встречным исковым заявлением о признании трудового договора незаключенным.

Да, чаще всего суд отказывает в удовлетворении такого требования, так как с работником оформлен трудовой договор, ему начислена зарплата, значит, факт трудового правоотношения презюмируется. Но есть и другая практика по таким спорам. 

Обратимся к определению Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2022 года по делу № 88-19538/2022. Суд рассмотрел спор между работником, который просил взыскать с работодателя задолженность по заработной плате, и встречный иск работодателя о признании трудового договора аннулированным и незаключенным.

Отказывая в иске работнику, суд исходил из того, что тот не представил доказательств реального выполнения трудовых обязанностей. Директор нанял его за полторы недели до прекращения своего трудового договора, установив зарплату, не соответствующую финансовым возможностям предприятия. При этом суд счел правомерным аннулирование работодателем трудового договора, так как работник не приступил к исполнению обязанностей, а трудовые отношения не возникли.

Мы видим, что момент заключения трудового договора суд связывают с фактическим допущением работника к работе. С учетом применения ст. 67 ТК это обстоятельство и необходимо доказывать. 

Само заключение трудового договора не подтверждает факт осуществления работником трудовой функции. Работник должен быть включен в производственную деятельность, что подразумевает документальный «след» от его работы. Разрешая спор о наличии трудовых отношений между сторонами, суд принимает любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством (абз. 1 и 2 п.18 Постановления Пленума ВС от 29.05.2018 № 15).

Если работник де-факто не приступил к выполнению должностных обязанностей, трудовой договор можно признать незаключенным. Это действенный механизм оспаривания трудового договора, когда работник ведет себя недобросовестно или состоит в противоправном сговоре, например, с бывшим руководителем предприятия. 

Если заключение фиктивного трудового договора с работником причинило компании прямой ущерб (убытки), виновных должностных лиц можно привлечь к материальной ответственности. Принимавшие участие в оформлении таких «трудовых» отношений должностные лица, а также лица, давшие ложные показания о факте заключения трудового договора, могут быть привлечены к уголовной ответственности: мошенничество (ст. 159 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).