ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 января 2010, 21:30

Сочинское дело: мэр города не вправе раздавать участки через МУП

Сочинское дело: мэр города не вправе раздавать участки через МУП
ВАС РФ посчитал, что МУП, созданный администрацией г. Сочи, не вправе управлять землей или распоряжаться ей Фото Право.Ru

Как известно, Сочи — особый регион. Это главный курорт России. Не удивительно, что там все дорого, особенно земля. Есть участки, которые по цене за сотку не просто не уступают столичным расценкам, но и превышают их. Поэтому спор между Администрацией города Сочи и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю имел очень важное значение. Ведь он касался как раз вопросов о том, кто вправе регулировать земельно-имущественные ресурсы города.  

Любопытно, что для арбитражных инстанций (до ВАСа РФ) существовал некий авторитет сочинской администрации, и они принимали решения в ее пользу, либо пытались найти некий компромиссный вариант между законом и этим авторитетом. Но ВАС РФ отменил решения всех нижестоящих инстанций.

Заметим: это сочинское дело при всей своей региональной особенности достаточно типично. Ведь схема, используемая администрацией всем известного южного города, достаточно распространена и используется повсеместно.

Администрация  города создала МУП. Но ФАС указала, что это нарушает законодательство

Еще в 2002 году глава города Сочи подписал постановление, в соответствии с которым было создано муниципальное унитарное предприятие "Городской центр по земельно-имущественным отношениям" (МУП). Как сказано в постановлении, в целях эффективного управления земельными ресурсами города. Понять администрацию можно — при таком раскладе МУП подконтрольно ей. А значит, можно полностью управлять его работой и регулированием земельных участков. Чуть позже своим же постановлением сочинский градоначальник разграничил полномочия управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом города.

Значительно позже, в 2008 году, Управление ФАС России по Краснодарскому краю усмотрело в действиях администрации Сочи нарушения закона "О защите конкуренции". Представитель антимонопольной службы признал в суде, что столь большой срок между датой, когда нарушение возникло (в 2002 году) и моментом, когда оно было выявлено, является неким упущением службы. И тем не менее, по мнению Управления ФАС РФ, нарушение выражается в том, что хозяйствующий субъект (МУП) по сути наделен функциями органов государственного контроля и надзора. Антимонопольная служба выдала администрации города предписание, обязывающее прекратить нарушать законодательство и привести в соответствие с ним постановление городского главы.

Предполагать, что администрация города Сочи сразу согласилась с предписанием УФАС по Краснодарскому краю, было бы наивно. Ведь фактически антимонопольная служба требовала, чтобы администрация отказалась от управления землей через созданное МУП.

Право распоряжаться землей городская администрация отстаивала в судах. Поначалу весьма успешно

Администрация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием признать недействительным решение регионального Управления ФАС. В качестве третьего лица привлечено сочинское  муниципальное унитарное предприятие "Городской центр по земельно-имущественным отношениям".

Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск сочинской администрации — отменил предписание Управления ФАС РФ. По мнению суда, антимонопольный орган своим решением фактически признал несоответствующим законодательству постановление главы города, как нормативного акта, чем допустил превышение своих полномочий. Суд также решил, что полномочия, представленные МУП, не относятся к функциям органа местного самоуправления, и нарушений антимонопольных норм здесь нет. Но управление антимонопольной службы обратилось с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

Апелляционный суд: и нашим, и вашим

Видимо, для апелляционной инстанции администрация Сочи являлась неким авторитетом. Ничем другим нельзя объяснить судебное решение, которое можно охарактеризовать именно так — и нашим, и вашим. Суд признал, что антимонопольный орган Краснодарского края в сущности прав, но при этом оставил без изменения решение первой инстанции.

Было интересно, что скажет ФАС СКО, куда подало жалобу УФАС по Краснодарскому краю. Но окружной арбитражный суд оставил решения нижестоящих инстанций без изменений — и Арбитражного суда Краснодарского края, и апелляционного суда.

ВАС РФ: МУП является коммерческой организацией, которая не может входить в структуру органов власти

На это коллегия ВАС РФ указала, когда рассматривала заявление антимонопольной службы по Краснодарскому краю и выносила определение о передаче дела в Президиум. Ведь чем занимается МУП? Принимает участие в приватизации земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, работает со списками плательщиков земельного налога, ведет электронную карту состояния земель  на территории города Сочи, готовит справки, содержащие земельно-кадастровую информацию и т.д. Такая работа согласно законодательству не может быть передана хозяйствующему субъекту, так как совмещать функции органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов запрещается.

Рассмотрев дело, Президиум ВАС отменил решения всех нижестоящих арбитражных инстанций. Таким образом, можно говорить, что выиграло дело Управление ФАС РФ по Краснодарскому краю, а администрация города Сочи потеряла способ контроля за землями.

Такое решение Высшего Арбитражного Суда России очень показательно и важно, так как демонстрирует нижестоящим арбитражным инстанциям: необходимо тщательно проверять деятельность компаний, создаваемых администрациями городов и регионов, так как эти компании часто являются и самостоятельными хозяйствующими субъектами (по сути коммерческими предприятиями), и выступают в роли госорганов, регулирующих важные вопросы распределения различной собственности. Фактически такие компании являются подконтрольными для администраций. И кроме того, суды должны руководствоваться исключительно законом, а не авторитетом политических или государственных деятелей.  

Ныне главой Сочи является кандидат от "Единой России" Анатолий Пахомов. В мэры южного города в 2009 году, в том числе, баллотировались также политик Борис Немцов, представитель КПРФ Юрий Дзагания, кандидат от ЛДПР Алексей Колесников, а также Павел Емельяненко и Владимир Трухановский.

Несколькими годами ранее на место сочинского мэра, экономиста Леонида Мостового, назначили хозяйственника Виктора Колодяжного. Затем Колодяжного сменил Владимир Афанасенков, и некоторое время исполнял обязанности Джамбулат Хатуов. Позже кресло мэра перешло к Анатолию Пахомову.

Авторы: Виктория  Цыганкова, Лев Миров