Карточки
23 марта 2018, 15:42

Права пациентов: куда идти и у кого требовать

Больницы, медосмотры, аптеки, поликлиники, травмпункты. С медицинским персоналом так или иначе приходится встречаться каждому, но что делать, если вместо ожидаемой помощи вы сталкиваетесь с непониманием? Как заменить лечащего врача, должны ли вам выдавать медкарту на руки, что делать, если не едет скорая, и пустят ли к родственнику в реанимацию?

На приеме

1
Чтобы записаться к врачу, обязательно идти в поликлинику или больницу?

Можно и так, но есть другие способы:

– через портал mos.ru – для этого выберите услугу «Запись на приём к врачу»;

– через систему ЕМИАС;

– с помощью телеграм-ботa @MosUslugiBot;

– по телефону круглосуточной службы записи: +7 (495) 539-30-00;

– по телефону своей поликлиники. Ее контакты можно посмотреть в разделе «Медицинские организации» на сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

   

2
А если я хочу попасть к определенному доктору, это возможно?

Да, самому можно записаться к специалисту первого звена в вашей поликлинике. Это, например, терапевт или педиатр, акушер-гинеколог, уролог, хирург и другие. Полный список размещен на сайте ЕМИАС, на портале mos.ru в разделе «Запись на приём к врачу», также его можно посмотреть в инфомате в поликлинике . 

А вот чтобы записаться к профильному специалисту или на какое-то исследование, то нужно получить направление.  

А еще вы можете сами выбрать лечащего врача или поменять, но не чаще одного раза в год (пп. 1 п. 5 ст. 19 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»). Это правило не касается ситуации, когда вы меняете само медучреждение. Также вы можете просить о замене врача при оказании спецпомощи в стационаре (п. 2 ст. 34, п. 1 ст. 70 закона № 323-ФЗ).

Если вы решились на замену специалиста, то потребуется написать заявление на имя главврача и выбрать из предложенных вариантов (порядок замены регламентирован приказом Минздравсоцразвития № 407н от 26 апреля 2012 года). 

3
Что делать, если в медицинском учреждении отказываются выдать копию медицинской карты на руки?

Требовать. Вы или ваш законный представитель имеете право получить ее и любую медицинскую документацию, касающуюся вашего здоровья и всех манипуляций, что вам проводили (ст. 22 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Если копию медицинской карты не выдают, следует отправить жалобу главврачу. Если это бесплатная поликлиника – то бумаги должны предоставить в течение 30 дней. Если платная клиника – в течение 10 дней (ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и закон «О защите прав потребителей»). Также можно пожаловаться в Минздрав, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

Медучреждение за невыполнение вашей просьбы могут наказать штрафом (ст. 5.39 КоАП РФ и ст. 140 УК РФ).  

Вызов скорой помощи

4
Как быстро должна приехать скорая?

Диспетчеры (фельдшеры по приему вызовов) обязаны в круглосуточном режиме принимать вызовы населения, регистрировать их и своевременно направлять бригады скорой помощи. Согласно нормативам, время приема и передачи вызова – до 4 минут.

Время от выезда до прибытия бригады не должно превышать 20 минут. Сотрудники скорой помощи ставят диагноз, оказывают неотложную помощь и отправляют, если нужно, в больницу. Нормативами не определено время для оказания помощи пациенту. Оно зависит от тяжести состояния больного и других факторов. Усредненное время составляет порядка 30–40 минут (Приказ министерства Здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»).

5
Что делать, если скорая не едет?

Если диспетчер, принявший вызов, не отказывается от него, но и не торопится отправлять к вам бригаду скорой помощи, можно напомнить ему об уголовной ответственности. Отказ медицинских сотрудников направить к вам бригаду можно расценить (при достаточных основаниях) как неоказание помощи больному (ст. 124 УК) или как оставление в опасности (ст. 125 УК). 

Кроме того,  можно дополнительно позвонить:

  • горячая линия Департамента здравоохранения 8 (499) 251-83-00 (круглосуточно);

  • дежурный врач станции скорой помощи Москвы 8 (495) 628-00-03.

Если скорая приехала, но отказывается делать какие-либо процедуры, звоните в то медучреждение, из которого вы вызывали скорую помощь, или просто «03». Попросите связать вас с главным врачом (если он отсутствует – то с дежурным врачом) и обрисуйте ситуацию.

6
Какие документы оформляются при экстренной госпитализации?

Срочная госпитализация проводится, когда есть риск летального исхода или имеются серьезные осложнения, требующие вмешательства специалистов.  Это необходимо если:

  • имеются неотложные показания;
  • по направлению врачей поликлиники или «неотложки»;
  • при личном обращении, когда есть наличие важных параметров.

Все пациенты при поступлении в стационарное отделение любого медицинского учреждения должны иметь следующие документы:

  • полис добровольного или обязательного медицинского страхования;
  • направление врача;
  • документ государственного страхования пенсионного типа;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • медицинскую книжку и амбулаторную карту;
  • все сданные анализы;
  • справку о льготах при ее наличии.

Для экстренных больных существует специальный порядок госпитализации. В случае, когда больной поступает в приемное отделение в очень тяжелом состоянии, прежде чем его регистрировать, медперсонал должен провести ряд неотложных действий для стабилизации состояния и срочно вызвать дежурных врачей. Сразу после окончания медицинского осмотра принимается решение о дальнейшей госпитализации больного. Это будет направление в профильную клинику или же госпитализация в медицинское учреждение общего типа.

Дежурный медицинский персонал в любой ситуации должен обеспечить больному своевременную медпомощь, комплекс всех необходимых врачебно-медицинских действий, лабораторных исследований с применением специальных инструментов для больных, состояние которых вызывает особые опасения. Не исключено даже приглашение докторов с редкими специализациями.

После подтверждения госпитализации персонал приемного отделения выполняет регистрацию пациента и заполняет все необходимые медицинские документы. Если больного оформляют для лечения в профильной клинике, то дежурный доктор должен поставить превентивный диагноз и обеспечить доставку пациента в клинику при помощи «неотложки». Перед этим учреждению сообщают об отправке больного.

В приемном покое существует специальный журнал, где медсестра ведет учет всех экстренных поступлений больных. Это делается для последующего предоставления документации в экономический отдел.

В стационаре

7
Может ли врач не пустить к пациенту в реанимацию?

Может. Согласно закону, родственники и друзья могут навещать пациентов в реанимации только по решению врача. При этом у них не должно быть признаков острых инфекционных заболеваний (повышенной температуры, проявлений респираторной инфекции, диареи). Кроме того, перед посещением медперсонал должен провести с родственниками краткую беседу и психологически подготовить к тому, что они увидят в отделении. Посетитель должен снять верхнюю одежду, надеть бахилы, халат, маску, шапочку и тщательно вымыть руки. 

Сейчас в Госдуму внесен законопроект, который позволит родственникам и законным представителям посещать человека, находящегося в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Пока он не принят – комментировать сложно, но авторы документа считают, что решение о таком допуске должен принимать не врач, как это происходит сейчас, а нормативный акт. 

8
Можно ли составить завещание в стационаре и кто его при этом заверит?

Здесь важным условием является невозможность покинуть указанное медучреждение гражданином. Такая ситуация, соответственно, исключает возможность обращения к нотариусу для осуществления стандартной процедуры составления завещания.

По ст. 1127 ГК, к нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов. В этом случае завещания удостоверяются главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других медицинских организаций, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов.

9
Вправе ли родственники проживать в стационаре совместно с тяжелобольным пациентом?

Да, если пациентом является ребенок. Согласно ст. 51 закона об основах охраны здоровья граждан, бесплатно в течение всего периода лечения в больнице с ребенком может находиться:

  • один из родителей;
  • иной член семьи;
  • иной законный представитель.

При совместном нахождении в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше этого возраста при наличии медицинских показаний плата за пребывание в стационаре, в том числе за предоставление спального места и питания, не взимается. Если вам необоснованно отказывают в совместном нахождении, пишите жалобу на имя главврача, а также обратитесь в Росздравнадзор, департамент здравоохранения вашего региона, Минздрав или прокуратуру.

Находиться, например, с тяжелобольным взрослым пациентом в палате возможно, но без предоставления родственнику спального места и питания, то есть по согласованию с врачом. Если врач одобрит, то можно спальное место оплатить, к примеру. В законодательстве этот момент никак не закреплен, всё решается в каждом конкретном случае индивидуально.

Материал подготовлен совместно с Анной Мамоновой, юристом «Лиги защиты медицинского права».