Моральный вред — это одна из самых субъективных категорий в гражданском законодательстве. И именно из-за субъективности оценки потребовать возместить моральный ущерб можно практически в любой ситуации. Адвокат Юлия Андреева, партнер практики частных клиентов , рассказала о деле, в котором истец получил компенсацию за перегоревшие электроприборы: в квартире произошел скачок напряжения, из-за чего нельзя было пользоваться парогенератором и кофемашиной. Александр Сорокопуд, адвокат , вспомнил еще несколько интересных оснований для компенсации. Среди них — нарушение тайны завещания, распространение ненадлежащей рекламы и курение в жилом помещении.
Основание влияет на размер компенсации. По словам Андреевой, в кейсе о перегоревших электроприборах он составил 10 000 руб. А в деле № 88-4664/2024 супруга мужчины, погибшего из-за несчастного случая на производстве, получила 1 млн руб. В споре № 88-5473/2024 пострадавший в ДТП истец смог взыскать с собственника автомобиля 1,5 млн руб. компенсации.
В 2023 году комиссия Ассоциации юристов России по вопросам определения размеров компенсаций морального вреда выпустила методические рекомендации о расчете сумм возмещений. Но они касаются только жизни, здоровья и физической неприкосновенности.

Как правило, истец сам определяет, какую сумму он считает справедливой в его случае. Это очень субъективная категория. Но это далеко не всегда ведет к удовлетворению таких исков в полном объеме.
Суды при рассмотрении дел с похожими фактическими обстоятельствами присуждают компенсации, которые отличаются в несколько раз, говорит Сорокопуд. Он добавляет, что ни в законе, ни в судебной практике нет шкалы, по которой можно было бы высчитать размер компенсации морального вреда в зависимости от оснований причинения, тяжести вреда или других критериев.

Можно говорить о некоторых ориентировочных — «средних» — размерах для каждого судьи. Он определяет их сам для себя, а затем использует при разрешении похожих споров.
Моральный вред в сфере персональных данных
Тема сбора и обработки персданных становится все актуальнее. По наблюдениям Алексея Майорова, юриста , в этой сфере растут компенсации — это касается как потерь данных, так и других нарушений. Раньше размер таких выплат был небольшим — обычно в пределах 10 000 руб., констатирует Майоров. Потом компенсации повысили. В 2023 году Бабушкинский районный суд взыскал за незаконную обработку персональных данных 40 000 руб. (дело № 2-2240/23). По его мнению, это объясняется борьбой с утечками персональных данных, главная задача которой — сформировать более ответственный подход операторов к работе с такой информацией. В прошлом году в сеть утекло 710 млн записей о россиянах, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2023-м.
Однако, хотя в целом компенсации растут, небольшие суммы тоже еще присуждают. Мария Осташенко, партнер и руководитель практики защиты данных и кибербезопасности, привела в пример дело № 88-3815/2025, когда истцу, получавшему рекламные СМС, присудили всего 2000 руб.
За нарушение прав субъекта, правил обработки персданных и требований к их защите моральный вред возмещают в любом случае. Суд не может отказать в компенсации, когда нарушение доказано, потому что обязанность возместить моральный вред прямо предусмотрена законом, разъяснила Осташенко. На практике люди частно неверно оценивают, нарушены ли их права на персональные данные. Но такие ошибки не отменяют их страданий, а потому не препятствуют взысканию компенсации. Так произошло в деле, которое недавно рассмотрел Верховный суд.
Компенсация за навязчивые звонки
Сергею Клюеву* регулярно звонил некий банк. Ему настойчиво предлагали оформить кредит, при этом Клюев не был клиентом организации. Звонки причиняли ему неудобство и отвлекали от личных дел, а потому он письменно попросил перестать его беспокоить. Банк проигнорировал просьбу, после чего Клюев обратился в суд (дело № 5-КГ24-144-К2). Он указал в качестве основания для взыскания компенсации незаконную обработку его персданных.
В судебном процессе выяснилось, что телефонный номер истца по технической ошибке включили в перечень номеров клиентов банка. Посчитав, что номер — это не персональные данные, суды отказали в присуждении компенсации морального вреда. Но Верховный суд отменил акты нижестоящих инстанций. В определении он объяснил, что, хотя нарушения законодательства о персональных данных не было, банк нарушил требования закона «О рекламе». Так, у Клюева должны были спросить разрешения на получение рекламных звонков, а еще рекламораспространитель, то есть банк, должен был прекратить звонить после получения претензии. Суд сам выбирает, какие нормы применять, а потому нельзя отказать в удовлетворении требований только потому, что истец сослался на другой закон, напомнил ВС.
В итоге дело направили на новое рассмотрение.

Можно ожидать, что станет больше исков о взыскании компенсации морального вреда при телефонном спам-обзвоне со стороны банков. А чем больше дел, тем, вероятно, выше будет средняя сумма компенсации, которую получат истцы.
Как добиться компенсации за нарушение прав на персданные
В первую очередь в суде нужно доказать, что:
- причинены физические и нравственные страдания;
- поведение ответчика противоправно;
- между событиями есть причинно-следственная связь.
Вину нарушителя при этом доказывать необязательно — она предполагается. Если речь идет об утечках данных, то перед подачей иска нужно вспомнить о некоторых особенностях этой категории правонарушений, считает Осташенко. В таких делах имеет значение возможность идентификации субъекта: истцам отказывали в компенсации морального вреда из-за невозможности определить нарушителя по украденным данным (дело № 2-2755/2023). Важно, что незаконно обрабатываемые данные должны совпадать с настоящими данными человека (дело № 33-28026/2023).
Юрист Владислава Новокрещенова составила памятку о доказательствах, которые нужны, чтобы получить компенсацию.
⦿ Документы, подтверждающие утечку или незаконную обработку данных
- Официальные уведомления от компании или организации о произошедшей утечке данных.
- Копии писем или сообщений от третьих лиц (например, банков или служб безопасности), подтверждающие использование данных без согласия.
⦿ Медицинские документы
- Заключения врачей о состоянии здоровья, если потерпевший обращался за медицинской помощью из-за эмоциональных или физических проблем (стресс, тревожность, депрессия).
- Рецепты на успокоительные препараты или другие медикаменты, которые принимали из-за переживаний.
⦿ Свидетельские показания
- Показания людей, которые могут подтвердить состояние и описать последствия утечки данных, например друзья, родственники или коллеги.
- Письменные заявления свидетелей о том, как ситуация повлияла на жизнь потерпевшего.
⦿ Психологические заключения
- Заключения психолога или психотерапевта о состоянии и влиянии ситуации на психическое здоровье.
- Описание проведенных сеансов терапии и их результатов.
⦿ Документы о финансовых потерях
- Копии счетов или документов, подтверждающих финансовые потери из-за мошеннических действий с использованием персональных данных.
- Выписки с банковских счетов или кредитных карт с указанием несанкционированных транзакций.

Индивидуальные особенности потерпевшего, такие как возраст, состояние здоровья, профессия и род занятий, тоже влияют на размер компенсации. Важно также, были ли отношения с причинителем вреда.
* Имя и фамилия изменены редакцией.