ПРАВО.ru
Сюжеты
5 июля 2017, 3:00

Юридические рейтинги: почему юристы хотят оценки и когда она не нужна

Юридические рейтинги: почему юристы хотят оценки и когда она не нужна
Фото с сайта marketing.by

Незадолго до официального старта рейтинга Право.ru-300 в 2017 году "Право.ru" провело опрос, касающийся юррейтингов. Редакция пыталась выяснить, нужны ли они юрфирмам и клиентам и как оценивается их объективность. Судя по результатам, соревнованиями юркомпаний недовольны: большинство респондентов ответили, что итоги необъективны, не отражают картину рынка и клиентам не нужны. Однако вопреки пессимистичным результатам желающих оказаться в топ-листах юрфирм с каждым годом становится всё больше. С чем это связано? О причинах популярности рейтингов рассуждают юристы.

Противоречия рынка

"15 мая 2017 года мы объявили о старте национального рейтинга Право.ru-300. Но еще до старта мы получили порядка ста заявок от новых компаний на участие. В настоящее время ни одна из фирм, принимавших участие в рейтинге 2016 году, не отказалась участвовать в исследовании", – рассказывает Екатерина Клейменова, руководитель специальных проектов "Право.ru", возглавляющая работу над рейтингом Право.ru-300. В опросе результат противоположный – значит ли это, что рынок фактически противоречит сам себе? Это наглядная иллюстрация к поговорке "и хочется, и колется", уверен Андрей Арих, руководитель отдела по связям с общественностью Юридической группы "Яковлев и Партнеры": "Если бы в рейтинг приглашали без дополнительных усилий, то никто бы не отказался в него попасть, но для попадания в рейтинг необходимо затратить массу времени и сил, поэтому проще признать, что он не работает".

Несмотря на определенные недочеты, в целом рейтинги остаются важным индикатором на рынке, особенно для иностранных клиентов, и именно этим обусловлено сохранение, а иногда и увеличение интереса к ним со стороны юридических фирм, объясняет растущий спрос на места в списках лучших Виктор Гербутов, партнер юридической фирмы Noerr

Для большинства крупных юридических компаний участие в ключевых международных рейтингах, хотят они того или нет, – это "обязательная программа". Во-первых, если компания является лидером в той или иной отрасли, она с репутационной точки зрения не может себе позволить игнорировать крупные рейтинги, и дело здесь далеко не в тщеславии, замечает Александра Старостина, пиар-менеджер "Пепеляев Групп". Это значительно сужает аудиторию потенциальных клиентов. Участие в рейтингах необходимо для тех компаний, которые настроены на развитие и расширение клиентской базы. "Если вы не хотите ограничиваться "сарафанным радио" и работать с ограниченным кругом клиентов, то участие в рейтингах вам просто необходимо. "Сарафанное радио" никто не отменял, но его громкость будет еще выше, если ваша компетенция будет подтверждена официально на экспертном уровне, а не просто "советами", – говорит Андрей Арих.

 

Общее количество участников рейтинга увеличилось на 10% с 2015 по 2016 год

 

Закупки – только по спискам

Кроме того, присутствие на "рейтинговом Олимпе" всё чаще становится обязательным условием участия юрфирмы в тендерных проектах. "Крупные заказчики, закупающие услуги, к примеру, по ФЗ-223 и ограниченные в выборе критериев для победителя, формируют потребность у консультанта рейтинговаться, а последний использует любые средства и методы для попадания хотя бы в "последний вагон", дабы иметь возможность участия в конкурсе", – говорит о положении дел на рынке закупок юруслуг Александр Пахомов, управляющий партнер компании "Право и бизнес".

"Сейчас сформирован список рейтингов, которые в большей степени используются при закупках юруслуг. Участники рынка – как юристы компаний, так и консультанты, в той или иной степени знакомы с процедурами рейтингового отбора, а вовлечённость самих участников рынка в процедуру отбора повышает доверие к рейтингу", – рассказывает Пахомов.

Даже если формально отбирать рейтингованного консультанта не требуется, выбор делается в пользу тех, кто есть в списках победителей. Как в небольших компаниях, так и в крупных корпорациях, где рейтингованность – обычно один из формальных критериев отбора, наличие консультанта в числе лучших помогает руководству фирмы оправдать свой выбор и частично снизить риски за принятое решение.

Порой рейтинги помогают тем клиентам, которые не очень хорошо ориентируются на юррынке, не могут сходу разобраться в компетенциях участников и оценить их профессионализм. "Далеко не у каждой компании есть опытный инхаус, который знает внутреннюю кухню. Некоторые не ходят в суды, не участвуют в юридических конференциях, не читают юридическую прессу – почти наверняка они запросят рекомендации у коллег или возьмут какой-нибудь рейтинг и подкрепят свою интуицию им", – считает Андрей Арих.

Оценка для юриста

Юрбизнес и клиенты: как бизнес находит консультантов, а консультанты – друг друга

Инхаус vs. консалтинг: чего хотят клиенты и не делают юрфирмы

Помощь в партнёрстве

При выборе юрфирм-партнёров в своем регионе рейтинги, как правило, не играют ключевой роли – юристы и без того неплохо осведомлены о компетенции коллег. Чаще всего руководствуются личными связями. Также многие фирмы предпочитают выбирать партнеров по юридическим сетям и объединениям, поскольку в них существует система контроля качества и система выплаты процентов за передачу клиента.

Однако если речь о регионе, которому юристы уделяют внимание нечасто, роль справочников возрастает. "Например, если мне нужно подобрать английского юриста, то легко смогут это сделать и без рейтингов, так как я постоянно общаюсь с множеством юристов из Англии. А вот если мне нужен юрист в Исландии, то рейтинги будут одним из главных источников информации", – говорит Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнёры".

Аналогичная ситуация с зарубежными компаниями: если у них нет консультантов и советников в России, то как они смогут сформировать свое представление о том или ином сегменте рынка, профессионалах, которые на нем работают, и сделать правильный выбор? "Конечно, всегда проще часть "ответственности" переложить на исследователей, ведь они провели большую работу, выявили лучших, заявили об этом во всеуслышание – зачем изобретать велосипед и проводить ту же самую работу дважды?" – говорит Андрей Арих. – Это удобный инструмент для заочного знакомства с консультантом в момент первого обращения. Он позволяет не только оценить положение юрфирмы на локальном рынке, но и почитать объективные отзывы клиентов, узнать сильные и слабые стороны и увидеть ключевые практики компании".

Для региональных компаний важен поиск партнеров на федеральном уровне – ведь если компания в рейтинге, это автоматически предполагает, что она готова открыто предоставлять информацию и обеспечивать достойное качество юридических услуг.

"Участие в рейтинге может серьезно помочь региональным компаниям. Периодически сталкиваюсь с запросами порекомендовать юристов в том или ином регионе. Наша цель в этом году – привлечь к участию в рейтинге больше региональных компаний. Если в Москве на федеральном уровне мы представляем себе расстановку сил, то некоторые регионы России для нас еще закрыты, мы знаем несколько крупных игроков, но это не весь рынок, существуют интересные и серьезные специализированные фирмы, о которых нам бы очень хотелось рассказать", – Екатерина Клейменова, руководитель специальных проектов "Право.ru".

Хороший работодатель, ценные сотрудники

Есть и другие положительные эффекты от участия компании в "соревнованиях", которые не столь очевидны с первого взгляда – например, поддержание лояльности текущих клиентов и даже сотрудников, которые настроены на карьерный рост. "Если компания рекомендована в тех или иных категориях, значит, она признана экспертным сообществом – таким образом, выбор пал на нее не случайно", – подтверждает Андрей Арих.

"Наша компания выбирает участие. Мы рассуждаем, что попадание в рейтинг, наряду с публикациями и комментариями наших сотрудников в СМИ, выступлениями на мероприятиях и семинарах и т. д. – способствует формированию образа нашей компании, помогает ответить на вопрос, кто мы, в чем сильны, в каких областях заслуживаем доверия как профессионалы. Вторичные выгоды – коллеги гордятся! Когда нас отмечают и признают российские и зарубежные коллеги и исследователи, у нас в офисе царит положительная атмосфера, это придает уверенность и дает правильный настрой адвокатам", – Диана Мазар, руководитель отдела по связям с общественностью Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

Повышение собственной самооценки – также важный аргумент в пользу участия, признают в юрфирмах. "Есть категория компаний и юристов, которыми в процессе заполнения этих несметных анкет движет одно лишь тщеславие – почему бы и нет, ведь уверенность в себе еще никому не мешала в достижении успеха", – резюмирует Андрей Арих.

Россияне против иностранцев

Какой рейтинг выбрать – российский или международный? Как правило, зарубежные рейтинги критически воспринимаются национальными игроками, а российские – международными компаниями. Российские рейтинги на деле недостаточно известны за рубежом, международные, которые были флагманами рейтингования, подвергаются критике за инертность и "придерживание" новых участников. Так, путь фирмы на высокие позиции зарубежных рейтингов может составлять несколько лет. Если кто-то из игроков "закрепляется" в определенной группе рейтинга, то сдвинуть его оттуда практически невозможно, несмотря на отсутствие значимых проектов, потерю доли рынка или уход партнеров, признают в юрфирмах.

В целом национальные рейтинги оперативнее реагируют на изменения рынка, отмечают практически все опрошенные Право.ru эксперты. "Мы находимся "в рынке", постоянно общаемся с коллегами-юристами из юридических фирм и корпоративными юристами, отслеживаем законодательные тенденции и проекты. А еще мы готовы воспринимать критику и слушаем рынок, совершенствуем методику оценки", – объясняет подобные результаты Екатерина Клейменова.

Для оказания услуг на территории России могут использоваться оба списка, констатирует Александр Пахомов. "Иностранные компании больше доверяют международным рейтингам в любом случае. Для оказания услуг в зарубежной юрисдикции или в России по праву иностранного государства – в пользу международного рейтинга", – говорит Пахомов. Но и здесь бывают исключения, признает он: "В одном случае компания отдала предпочтение не столь титулованной фирме только потому, что представленная команда консультанта-исполнителя внушала доверие больше, чем любой из рейтингов".

"Мы стараемся участвовать в основном в проверенных международных рейтингах, так как у них понятнее система оценки, и, попадая туда, сразу "светишься" по всему миру. Однако мы не забываем и о российских рейтингах. Мы участвуем в Право-300, который, на мой взгляд, имеет довольно хорошую систему оценки. Более того, все больше российских клиентов указывают в качестве обязательного условия отбора юристов присутствие в этом рейтинге", – Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнеры".

Когда отказываются от рейтингов

Несмотря на популярность рейтингов, ряд игроков на рынке отказываются от участия. Причины могут быть разные. Некоторые зарубежные компании не участвуют в финансово-статистическом рэнкинге исходя из корпоративной политики. Кто-то честно говорит, что на данный момент нет интересных проектов, которые готовы показать. Некоторые компании хотели бы посмотреть на динамику развития рейтинга.

Для многих проблема связана с высоким уровнем конфиденциальности, признают юристы: у ряда фирм настолько высок уровень конфиденциальности проектов, что не готовы рассказать о них даже представителям рейтинга при условии подписания соглашений о неразглашении информации. "Адвокат, раскрывающий сведения о своем деле, о своем клиенте (особенно по уголовно-правовому направлению), – спорный персонаж. Многих это смущает, и это объяснимо и справедливо", – признаёт Диана Мазар, руководитель отдела по связям с общественностью Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры".

Еще один фактор, который заставляет фирмы отказаться от участия, – непонятная методология рейтига. Не меньшая проблема – неразумно сложная система анкетирования. "Один российский рейтинг предложил нам подготовить анкеты по всем исследуемым практикам "к концу недели", вспоминает Александра Старостина случаи из практики компании. – У другого рейтинга обязательным условием включения кейса в исследование стало наличие информации о нем в СМИ. О какой объективности тут можно говорить? Зато мы от души посмеялись, когда первое место в нашей профильной отрасли занял адвокатский кабинет из далекого российского региона. Если не ошибаюсь, это был первый и последний релиз этого рейтинга. О спаме в формате "место за деньги" упоминать не будем".

Максим Кульков также считает, что компании часто не участвуют в новом "непроверенном" рейтинге из-за непредсказуемости результата: "Например, известная международная фирма подает заявку в новый рейтинг и вдруг оказывается там на четвертом месте между "Хрюпкин и партнеры" и "Хряпкин и товарищи".

В целом же часто, если компания довольна своим положением на рынке, не испытывает дефицита клиентов и не планирует активную экспансию по тем или иным направлениям, то рейтинги ей действительно ни к чему, они только отнимут массу времени и сил, считает Андрей Арих. Полный отказ от участия может свидетельствовать, в частности, об особой маркетинговой модели фирмы, не направленной на привлечение новых клиентов на открытом рынке, считает Виктор Гербутов.

Текущие сложности юррейтингов

Есть у юррейтингов и сложности. Настораживает то, что организаторы рейтингов в последнее время увеличивают как количество номинаций, так и число победителей – вводят до пяти уровней номинации, увеличивают состав каждого уровня, замечает Александр Пахомов.

"Это с одной стороны говорит о выравнивании рынка юруслуг, а с другой стороны – о коммерциализации рейтингов. Это кстати касается не только российских но и международных рейтингов. К примеру, в номинациях по налогам фигурируют множество компаний, большинство из которых к налогам имеют весьма поверхностное отношение, а их практика ограничивается стандартными ситуациями", – предупреждает Александр Пахомов о потенциальных негативных переменах.

В целом же рейтинги, как элемент селекции, нужны в любом конкурентном рынке, в том числе в юридическом, отмечает Александр Пахомов. Многие компании при выборе консультантов ориентируются на рейтинги как один из критериев для конкурсного отбора. И хотя главным критерием отбора они не становятся, клиенты часто на них опираются. "Можно утверждать, что и интерес клиентов к рейтингам юрфирм только возрос. Тенденция этого года: потенциальные клиенты просят нас разъяснить методику составления отраслевого рейтинга и финансово-статистического рэнкинга, как компании попадают в рейтинги", – отмечает Екатерина Клейменова.

 

Информационно-правовой портал "Право.ru" объявил о старте восьмого рейтинга юридических компаний России "Право.ru-300". Заявки на участие в Финансово-статистической рэнкинге и рейтинге по отраслям права принимаются строго до 22 сентября 2017 г.

 

"Рейтинг симпатий" Право.ru-300: кого рекомендуют юристы

Право-300: Юррынок 2016 или почему доходы российских юридических компаний выросли в кризис

Когда карьера важнее денег: что интересно молодым юристам