ПРАВО.ru
Репортаж
27 сентября 2013, 17:50

Политических репрессий по закону нет - нечего и протестовать

Политических репрессий по закону нет - нечего и протестовать
Фото Право.Ru

Вчера Мосгорсуд разбирался с апелляционной жалобой уполномоченного по правам человека на двусмысленный ответ департамента региональной безопасности Москвы на уведомление о проведении митинга против политических репрессий. Формально столичные чиновники акцию оппозиции не запрещали, но и не согласовали ее, чем, по мнению заявителей и омбудсмена, нарушили 31 статью Конституции о свободе собраний. Но Мосгорсуд решил иначе.    

16 ноября 2012 года департамент региональной безопасности Москвы отказался согласовать митинг, который группы граждан хотела провести в Новопушкинском сквере 24 ноября против политических репрессий и нарушений прав человека в России. В заявке было указано количество ожидаемых участников — до 1000 человек. Чиновники аргументировали это тем, что в Уголовном кодексе нет норм, содержащих меры принуждения по политическим мотивам, и попросили уточнить формулировки целей митинга.

Заявители на это письмо отвечать не стали и обратились к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину. Омбудсмен счел, что этот ответ департамента, хоть напрямую и не запрещает проведение акции, в условиях действующего законодательства, предусматривающего обязательное согласование публичных мероприятий, нарушает 31 ст. Конституции о свободе собраний. Лукин обратился в Пресненский райсуд в интересах одной из заявителей митинга Екатерины Рыжовой с требованием признать это решение незаконным, однако судья по этому делу Марина Цывкина 27 февраля 2013 года ему в этом отказала. Тогда омбудсмен подал апелляционную жалобу в Мосгорсуд.

- Прошу отменить судебное решение первой инстанции и признать несогласование публичного мероприятия департаментом незаконным. Это нарушение 31 ст. Конституции и федерального закона о митингах, шествиях и демонстрациях, — говорил в четверг в Мосгорсуде замначальника аналитического управления уполномоченного Виктор Михайлов.

- Пресненский суд объективно исследовал материала дела и вынес законное решение, — отвечал представитель столичного департамента региональной безопасности.

Он настаивал, что ч. 1 ст. 12 закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Обязанности органа исполнительной власти субъекта) четко говорит: орган исполнительной власти, получив уведомление о митинге, обязан довести до сведения организатора обоснованное предложение об изменении места и времени проведения мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона.

- Мы должны были уточнить цели публичного мероприятия, а то, что организаторы, получив письмо, больше к нам не обратились, это дело организатора, а не правительства Москвы, — уверен чиновник.  

- После получения уведомления орган исполнительной власти обязан довести до сведения организатора обоснованные предложения об изменении места и времени мероприятия, а также об устранении нарушений и несоответствий закону. Никаких несоответствий не было, — настаивал в прениях представитель омбудсмена. — Уточнять какие–то цели [акции], что определение политических репрессий не содержится в УК — это не функция исполнительной власти. Есть политических репрессий в нашей стране или нет – это не наше дело. Если есть объединение граждан, которые считают, что они есть, они имеют право на мирное собрание [для обозначения своей позиции], —  заострять внимание на политическом аспекте этого разбирательства Михайлов не стал.

- Департамент обратился к организатору с целью уточнить цели мероприятия, — заявил второй представитель департамента. — Мы не препятствовали проведению мероприятия, и говорить, что мы отказали, нельзя, — стояли на своем чиновники столичного ведомства.

И судьи апелляционной инстанции Мосгорсуда под председательством Александра Пильгуна с ними согласились: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.