Новости ПМЮФ
16 мая 2018, 11:24

Замглавы ФССП рассказала о контроле за коллекторами

В рамках Петербургского Международного Юридического Форума Ольга Помигалова, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) рассказала о том, как ее ведомство осуществляет контроль за деятельностью "коллекторских" организаций.

В 2016 году был принят закон № 230-ФЗ, предписывающий корректное поведение коллекторов при взаимодействии с должниками. Согласно этому закону, именно ФССП ведет реестр организаций, которые вправе заниматься возвратом просроченной задолженности.

По мнению Михаила Шварца, доцента Санкт-Петербургского государственного университета, этот закон войдет в учебники истории и теории права как пример закона, принятого в ответ на "острейшую социальную потребность".

"Россия шла на протяжении десяти лет к принятию закона о коллекторах. На протяжении 2016 года была осуществлена подготовка правовой базы, и 1 января 2017 года закон вступил в силу", – рассказала Ольга Помигалова. По ее словам, этот закон определил правовое поле, в которых должны работать коллекторские организации.

Так, за 2017 год было зарегистрировано 173 юрлица, которые имеют полное право вести деятельность по взысканию задолженностей. Сейчас их насчитывается уже 194. При этом за это время всего одна организация была из этого реестра исключена. По мнению Помигаловой, пул таких организаций уже сформировался.

В то же время, включенные в реестр юрлица также допускают нарушения. В прошлом году ФССП провела более 30 внеплановых проверок, по результатам которых было возбуждено порядка 900 дел о нарушениях при взыскании задолженности. Штрафы по ним составили порядка 14 млн руб. "Это говорит о том, что юрлица не до конца понимают смысл закона. Однако мы нарабатываем практику и рассматриваем нашу деятельность как положительную", – заявила замдиректора ФССП.

Всего же в 2017 году к приставам поступило более 16 000 жалоб от граждан на действия коллекторов – как официальных, так и "серых". Из обоснованными было признано порядка 800. Самые частые нарушения коллекторов, которое жалуются физлица – превышение предельного количества звонков. По закону, взыскатель задолженности может звонить должнику не более одного раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц, однако это требование зачастую игнорируется коллекторами.