Закон о субсидиарной ответственности особенно ничего не поменял в материально-правовом смысле, и «драконовским» его назвать нельзя, считает судья Верховного суда Иван Разумов. Так он высказался на сессии ПМЮФ "Привлечение к ответственности контролирующих и зависимых лиц в банкротстве" 16 мая. В частности, ответственность за неподачу заявления о банкротстве Разумов считает, по сути, наказанием за недобросовестное ведение переговоров. Как пояснил заказчик, контрагенты не знали, что их партнер находится в сложном финансовом положении, когда принимали решение вступить с ним в отношения.
И в целом, сам по себе статус контролирующего лица – это не преступление и не повод автоматически привлечь к субсидиарной ответственности, подчеркнул Разумов. Чтобы это сделать, надо доказать, что такое лицо причинило вред кредиторам.
Если материально-правовые правила остались те же, то процессуальные поменялись. Иначе распределяется бремя доказывания, продолжал Разумов. Во многих случаях «доказывает тот, кто знает», то есть сами контролирующие лица. Судья ВС привел в пример ситуацию, когда не переданы документы, которые позволяют сформировать конкурсную массу. Истец или конкурсный управляющий только формулируют свои утверждения и не должны доказывать, что документы не передавались. В свою очередь, ответчик должен доказать, что он вел себя осмотрительно и берег документацию.