Новости ПМЮФ
19 мая 2025, 12:12

Эксперты рассказали, как ВС помог легализовать схему Take or pay

Об этом на сессии Петербургского юрфорума «Вопросы и вызовы реализации и финансирования крупных международных и национальных проектов» говорила Надежда Щепеткова, начальник отдела договорной работы «Росатома».

Инновационные формы финансирования бывают очень полезны для реализации крупных национальных инфраструктурных проектов. При этом российское нормативное регулирование и судебная практика долгое время не позволяли гарантировать возврат инвестиционного капитала, отметила в докладе Надежда Щепеткова, начальник отдела договорной работы «Росатома».

По словам эксперта, ситуация стала меняться в 2021 году, когда Верховный суд допустил использование договорной модели Take or pay («Бери или плати») через плату за отказ от договора по ст. 310 ГК («Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства»). В рамках дела № А40-328885/2019 судьи ВС пояснили, что договорные отношения формата Take or Pay напрямую не урегулированы в российском законодательстве. Но близкие к этому принципу механизмы есть в некоторых правовых актах (например, в Правилах поставки газа). Само это условие не образует особый вид договора, но стороны вправе его включить, и суды не должны его игнорировать.

Условие «Бери или плати» состоит из двух обособленных, но тесно связанных между собой обязательств, полагает экономколлегия:

  • заказчик вправе получить услуги в оговоренном объеме, причем реализация этого права зависит только от воли заказчика;
  • заказчик обязан выплатить исполнителю оговоренную сумму, независимо от того, воспользовался ли он этим правом. 

Получение этой платы — право контрагента. Это не нарушает принцип возмездности, поскольку заказчик в такой конструкции получает дополнительные преимущества, которые имеют самостоятельную стоимость, подчеркивает ВС. Например, это резерв производственных мощностей, внеочередное и гарантированное обслуживание в любое время, фиксированная или сниженная цена.