Мнение
Дмитрий Фесько, председатель Наблюдательного совета партнеров, Alliance Legal Consulting Group
15 мая 2019, 11:02

Болевые точки государственного контроля

Болевые точки государственного контроля
На федеральном уровне контрольно-надзорные отношения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» и многими отраслевыми федеральными законами, которых на сегодняшний день насчитывается более ста. Основная проблема регулирования заключается в том, что базовый закон не действует в отношении свыше тридцати видов государственного контроля, а для более сорока разновидностей установлены особенности, которые не регламентируются данным законом.

В качестве решения этой проблемы Правительством РФ была выдвинута идея принятия единого закона, устанавливающего базовые принципы и механизмы для всех видов государственного контроля. Однако принятый в феврале 2018 года в первом чтении проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном надзоре и муниципальном контроле в РФ» сохранил исключения для четырех десятков видов государственного контроля и не решил возложенную на него задачу. Существенные недостатки проекта были отмечены на правительственном уровне, и на данный момент идет подготовка ко второму чтению новой редакции закона. Остается надеяться, что усовершенствованная версия будет более технологичной, адаптируемой к реальным условиям, понятной для граждан и организаций, вовлекаемых в сферу контроля.

Связующим правовым элементом в контрольно-надзорных отношениях выступают так называемые обязательные требования, представляющие собой совокупность правил, запретов, обязанностей и ограничений, в соответствии с которыми должна осуществляться общественно-полезная деятельность граждан и организаций. И здесь проблема заключается в многочисленности таких требований, которых в девяти тысячах правовых актов – более двух миллионов, а также в их дублировании, противоречивости, устарелости. Многие из регуляторов перекочевали в современные форматы еще из советского прошлого. Поэтому сегодня стоит задача сокращения и обновления данных юридических средств с учетом новых реалий общественной жизни. Такая работа уже проводится, но она отдана на откуп самим ведомствам. В этом кроется одна из причин излишества обязательных требований, «пестроты» подходов к определению их набора, поскольку контрольно-надзорным органам, если выразиться метафорически, трудно «наступить на горло собственной песне».

На мой взгляд, перечень обязательных требований, предъявляемых к процедуре осуществления каждого из разновидностей федерального государственного контроля (надзора), должен устанавливаться после одобрения соответствующей правительственной комиссией либо непосредственно Правительством РФ. Важно также пересмотреть список обязательных законодательных требований на предмет сокращения его объема и устранения неопределенности, а в перспективе должен быть создан Единый реестр обязательных требований.

Сегодня основной формой государственного контроля являются плановые, внеплановые, выездные и документарные проверки, осуществляемые в отношении граждан и организаций. По разным оценкам, только проверок предпринимательской деятельности проводится от двух до десяти миллионов в год. Наряду с тем, что проверки финансово затратны как для государства, так и для бизнеса, в ходе контрольно-надзорных мероприятий допускаются разного рода нарушения режима законности, прав граждан и организаций. 

В сложившихся условиях стратегическим направлением реформирования правовых связей субъектов и объектов государственного контроля является широкое внедрение бесконтактных способов осуществления государственного контроля. Позитивный опыт в данной области накоплен Федеральной налоговой службой, которая организует налоговый мониторинг в рамках применения удаленной формы взаимодействия с 44 крупными компаниями, среди которых «Газпром», «Роснефть», «РЖД» и другие. Целесообразно распространить опробованный механизм и на другие направления контрольно-надзорной деятельности, внедрить его в практику широкого круга органов контроля (надзора).