Мнение
Егор Коваленко, управляющий партнер «Амулекс»
16 мая 2019, 11:20

Автоматизация любых юридических процессов — это очень полезно для рынка в целом

Автоматизация любых юридических процессов — это очень полезно для рынка в целом
В преддверии Петербургского международного юридического форума «Право.ru» побеседовало с управляющим партнером Национальной юридической службы «Амулекс» Егором Коваленко. Он рассказал об успехах компании на поприще автоматизации юридических процессов и привел примеры сложных юридических кейсов, которые сегодня уже можно решить дистанционно.

— «Амулекс» оказывает дистанционные юридические услуги с 2010 года. Каких успехов удалось достичь компании за прошедшее время?

Когда в России появились первые смартфоны, меня посетила мысль, что рано или поздно они станут основным инструментом социализации людей. В тот время я уже понимал, что и в работе адвокатов произойдут глобальные изменения и мы решили, что было бы интересно стать одними из первых, кто осуществит трансформацию этой среды. Нам в голову пришла идея создать сервис дистанционных юридических услуг. Конечно, за те 9 лет, что мы работаем на рынке, многое успело измениться. Суть услуг осталась прежней, а вот процесс и каналы их предоставления очень сильно поменялись.  Мы прошли долгий путь от полного непонимания того, чем мы занимаемся, до отдельной номинации в самом престижном юридическом рейтинге России – «Право 300».


— Приведите примеры сложных юридических кейсов, которые уже сегодня можно решить дистанционно.

Освобождение из-под ареста транспортного средства Клиента в Китае; оспаривание назначения дальнего родственника опекуном ребенка; защита чести, достоинства и деловой репутации, взыскание денег… Как правило, сложным кейс делает не его правовая составляющая, а конфликт сторон. Когда его нет, профессионал вполне может решить проблему дистанционно.
Постоянно встречаются забавные дистанционные кейсы, и некоторых Клиентов наши юристы очень хорошо знают заочно. Например, один из клиентов в течение года обращался за консультациями минимум раз в день.


— В 2018 году «Амулекс» интегрировал в основные мессенджеры чат-бота. Снискала ли популярность эта разработка, какая доля клиентов пользуется именно этим методом взаимодействия?

Все больше клиентов пользуются мессенджером как средством коммуникации с юристом. На мой взгляд, это очень удобно, ведь ты можешь отправить сообщение, наговорив его в микрофон и выбрать любой способ обратной связи (письменное сообщение/звонок/аудиосообщение). Сейчас чат-ботом пользуется процентов 15 клиентов, но доля растет от месяца к месяцу.


— Какие дальнейшие шаги по автоматизации юридических процессов планируются в «Амулексе»?

Мы с самого начала стали разрабатывать собственную CRM. Сейчас в компании порядка 20 программистов. У нас роботизировано множество процессов.

Например, робот рассчитывает среднюю загрузку юриста, прогнозирует среднее время ответа на вопрос, может спрогнозировать рост и падение количества обращений в зависимости от времени года и времени дня и перераспределить нагрузку на специалистов. Многие наши партнеры, побывав у нас в офисе, говорят, что мы не юридическая компания с IT, а IT-компания, которая занимается юриспруденцией.  


— Как повлияет автоматизация юридических процессов на традиционных юристов? Вы создаете им «помощников» или «конкурентов»?

Автоматизация любых юридических процессов - это очень полезно для рынка в целом. На мой взгляд, в России есть примеры автоматизации, которая очень помогла в ежедневной работе всем юристам. В этом году мы планируем вывести на рынок как минимум два продукта, которые могут стать лидерами в LegalTech по своим направлениям. Один полностью заменяет юриста, а второй, наоборот, будет помогать юристам находить клиентов.


— Какими навыками должен обладать современный юрист, чтобы шагать в ногу с автоматизацией? Как переосмысливаются задачи юристов в наше время?

Пообщавшись с американскими коллегами, я заметил одно важное отличие наших юристов от американских.  Среди американских коллег больше юристов с предпринимательской жилкой, они все заточены на результат, а не на пересказ норм права. Мне кажется, что современный юрист должен уметь донести до клиента все хитросплетения законов максимально простым языком, при этом не упустив всех важных нюансов. Он должен быть заинтересован достичь цели самым коротким путем. Такой юрист всегда будет востребован.