Мнение
Сергей Минкин, управляющий директор‒начальник управления судебной защиты, правового сопровождения взаимодействия с регуляторами и законотворческих инициатив Сбербанка
4 июля 2022, 21:16

Судопроизводство: когда «цифра» становится осознанной необходимостью

Судопроизводство: когда «цифра» становится осознанной необходимостью
Сейчас сложно найти сферу деятельности, которая не была подвержена цифровизации. Идет настоящее соревнование между компаниями, банками в первую очередь, по внедрению новейших технологий в свои продукты и сервисы. И даже в отдельных, скажем так, консервативных областях, использование «цифры» значительно убыстряет и облегчает процесс, резко снижает затраты и обеспечивает необходимую прозрачность. Например, в судопроизводстве.

Есть явные достижения. Стало легче взаимодействовать с судебными инстанциями по поводу возникающих юридических коллизий. Это как минимум. Но есть и над чем работать. Если предметом судебного разбирательства становятся цифровые продукты, то нам в любом случае приходится переносить всю необходимую информацию в аналоговый бумажный формат для представления в суде, неважно, арбитражном, суде общей юрисдикции или мировом. Мы надеемся, что скоро наступит второй этап цифровизации, и в судебные процессы будут внедрены машинные алгоритмы, которые позволят использовать электронные варианты документов, доказательств и так далее. Подобные пилоты прошли уже, например, в Верховном суде. 

Если же пристально посмотреть на работу судов, то она двуедина: с одной стороны, это проверка фактических обстоятельств, с другой — толкование права. Проблема в том, что проверка обстоятельств, как правило, занимает много времени. Внедрение цифровых алгоритмов могло бы существенно упростить процесс, фактически перевести его в автоматический режим.  

Судебная практика Сбера

Сбербанк — крупнейший банк России, мы принимаем участие в большом количестве судебных процессов. Сегодня число судов, в которых Сбер является стороной процесса, превышает 1,1 млн, а это около 4,3% от всех гражданских и экономических дел в Российской Федерации. Громадный объем. При классическом бумажно-бюрократическом подходе к обеспечению этой деятельности потребовались бы серьезные ресурсы. Но нас спасает электронный оборот, что особенно ярко проявилось в пандемию. Использование цифровых инноваций и электронных инструментов в этот период не просто доказало востребованность цифровизации, но перевело ее в разряд осознанной необходимости. 

Очень помогает в работе  электронная подача заявлений. В 2021 году в суды подано более 5 млн электронных обращений. Ожидаем, что по итогам 2022 года цифра возрастет. На этом фоне в 2021–2022 годы банком подано около 270 000 заявлений в суды в электронном виде, что составляет более 70% от всех обращений, за вычетом приказного производства. Рост обращений банка в электронном виде в суды общей юрисдикции и арбитражные: +20% в 2021 году vs 2020 год. Причем в последнее время существенно расширяются возможности подачи электронных заявлений в судебные участки мировых судей через ГАС «Правосудие». В 2022 году банком подано свыше 17 000 электронных заявлений более чем в 600 судебных участков мировых судей.

Еще для судебного производства важны электронные исполнительные документы. Например, на сегодняшний день судами общей юрисдикции и судебными участками мировых судей ряда регионов РФ по заявлениям банка направлено в ФССП на исполнение более 9500 электронных документов. Первый ЭИД направлен на исполнение Арбитражным судом Калининградской области. 

Сбер активно применяет и другие технологические возможности, активно внедряемые в отрасли. Например, проведение судебных заседаний с использованием видео и видео-конференц-связи. В 2021–2022 годах банк участвовал более чем в 1700 подобных онлайн-заседаниях. Помимо этого, мы используем гибридную почту, электронные заказные письма и извещения по электронной почте. В 2021 году сделано более 150 000 электронных отправлений (86% от общего объема). Замечу, что необходимость перевода переписки в электронную форму подчеркнули и на недавнем майском пленарном заседании Совета судей РФ.

Перспективы 

Хочется большего. Зоны для развития, несмотря на все сложности и специфику отрасли, безусловно, есть. Сбер видит целесообразность самой широкой цифровизации процессов судопроизводства и расширения применения электронного инструментария. Надо совершенствовать и развивать не только уже реализованные инновации, но и включать в цифровой периметр новые процессы и области судебной деятельности.

По первому направлению это:

  • широкое тиражирование возможности подачи электронных заявлений в судебные участки мировых судей (в идеале хорошо бы это распространить на них всех);
  • расширение использования электронных каналов отправки корреспонденции (гибридная почта, электронные заказные письма, электронная почта);
  • расширение практики направления судами электронных исполнительных документов на исполнение в ФССП, в том числе арбитражными судами, где такие случаи носят единичный характер.

Что касается новшеств, то назову как минимум два. Это внедрение универсальных программных интерфейсов (API) судебной системы (в том числе API ГАС «Правосудие») для интеграций АС судебной системы с АС участников судопроизводства (взаимодействие по принципу «система — система»). Такой подход облегчит возможность получения данных о рассмотрении судебных дел (в том числе о направленных в ФССП судом ЭИД), судебных актов/запросов судов, поможет при составлении обращений в суды.

Кроме этого, представляется крайне актуальным перевод судебных архивов и документооборота из бумажной в электронную форму и создание сервиса дистанционного электронного ознакомления сторон с материалами судебных дел.

Назрела регламентация действий в случае:

  • отзыва ЭИД взыскателем или судом;
  • аннулирования ЭИД судом;
  • возвращения ЭИД ФССП в суд или взыскателю;
  • направления ЭИД ликвидатору или арбитражному управляющему;
  • ликвидации ИП с возможностью повторного предъявления ЭИД или возобновления ИП;
  • устранения описок, ошибок в ЭИД;
  • реализации реестра ИД и возможности направления ЭИД взыскателю. 

Отдельно можно было бы приветствовать совершенствование процесса электронного документооборота при передаче судебных документов в службу судебных приставов. В линейном исполнении все может быть реализовано хорошо, но профессионалы знают: существует масса нелинейных отклонений. 

Думаю, изменения последуют. Со своей стороны, мы в Сбере следим за трендами, используем новейшие технологии и хотели бы, чтобы и в судебной системе вне банка также применялись самые современные диджитал‒продукты для упрощения и ускорения нашей совместной работы: государства, бизнеса и наших пользователей.