Мнение
Денис Юров, партнер коллегии адвокатов Delcredere
12 мая 2023, 10:05

«Бизнес в России готов уже ко всему»

«Бизнес в России готов уже ко всему»
В интервью на Петербургском юрфоруме партнер коллегии адвокатов Delcredere Денис Юров пояснил, на каких условиях уходили из России некоторые иностранные компании. Эксперт перечислил и те обстоятельства, которые бизнес принимает во внимание сейчас, выбирая новую юрисдикцию.

— Множество санкций, введенных западными странами против России, ударили по нескольким отраслям. Можно сказать, что сейчас большинство компаний из РФ к ним успешно адаптировались, перестроив корпоративные структуры и логистические цепочки? С точки зрения юридической функции, что было самым сложным в этих процессах?

— Практически всем пришлось выстраивать новые договорные отношения, реструктурировать корпоративные и финансовые связи, решать проблемы санкционного плана. Думаю, что сложность создавала сама необходимость одновременного решения разноплановых задач в условиях различных юрисдикций и частого изменения законодательства как российского, так и зарубежного, особенно санкционного.    

— Как в новых условиях российскому бизнесу выстраивать работу с иностранными контрагентами? Какие основные проблемы возникают на практике при взаимоотношениях с ними?

— Как и всегда, работа с новыми регионами требует понимания локальных особенностей, менталитета, местных правил и нюансов, необходимо время, чтобы выстроить хорошие отношения с партнерами, суметь спрогнозировать действия партнера. Безусловно, никуда не ушли и сложности с проведением платежей.  

— Немало зарубежных брендов ушло с нашего рынка. Исходя из вашей практики, через какие сделки обычно оформлялся такой уход? И какова судьба российских активов этих иностранцев?

— Как правило, многие заключали сделки купли-продажи: где-то с правом обратного выкупа, где-то без. Кто-то продавал менеджменту, кто-то — российским конкурентам. Иногда российские бизнесмены приобретали у уходящих иностранцев активы в новых для себя сферах. Это неплохой способ получить практически готовый бизнес и диверсифицировать активы.

— Трудности есть и у отечественного бизнеса за границей. Насколько популярна у ваших клиентов редомициляция? Из каких стран и куда чаще всего перевозят бизнес и личные активы? На какие критерии опираются при выборе новой юрисдикции?

— У нас есть запросы как на создание зарубежных структур, так и на перевод компаний в российскую юрисдикцию, поэтому я бы сказал, что в итоге соотношение примерно равное.
А вот как и куда решают переводить — сильно зависит от целей и задач бизнеса, от того, насколько бизнес привязан к локации и стране, от возможности удаленной работы, рынка сбыта. Все очень индивидуально. Поэтому что касается критериев, которые берут в расчет, то перечень разнится в зависимости от особенностей бизнеса и целей перевода.
Но среди различных моментов, принимаемых во внимание, я бы выделил несколько:

  • насколько страна дружественна к России;
  • гибкость платежей в страну и из нее и вообще условия открытия банковского счета и работы с ним;
  • налоговые условия для бизнеса;
  • разумность и прогнозируемость правового регулирования сферы деятельности конкретного бизнеса;
  • условия для перевода персонала, если удаленная работа затруднена по каким-либо причинам. 

— На ваш взгляд, к каким новым санкционным вызовам надо быть готовым бизнесу в ближайший год? 

— Бизнес за последний год решил столько сложных задач, что, как мне кажется, теперь готов уже ко всему. Но особое внимание я бы уделил проработке рисков защиты от вторичных санкций в дружественных странах.