Мнение
Александр Долгов, партнер, глава практики инфраструктуры и ГЧП ЮФ Better Chance
12 мая 2023, 20:35

«Последние несколько лет спрос со стороны частного сектора к ГЧП устойчиво повышается»

«Последние несколько лет спрос со стороны частного сектора к ГЧП устойчиво повышается»
Александр Долгов, партнер, глава практики инфраструктуры и государственно-частного партнерства (ГЧП) ЮФ Better Chance в интервью на XI Петербургском международном юрфоруме отметил, что инвесторы открывают для себя новые сферы, которые раньше не так сильно вовлекали в ГЧП. Еще эксперт рассказал о том, как поменялось отношение государства к ГЧП и какие есть трудности при сопровождении его оформления.

— Прошло уже больше года с начала специальной военной операции. Как за это время изменилось отношение государства к работе с компаниями в рамках ГЧП?

— В 2022 году и количество, и объем проектов, прошедших коммерческое закрытие, впервые превысили аналогичные показатели допандемийного 2019 года, а совокупная стоимость таких проектов составила более 700 млрд руб. Это неудивительно, так как одно из главных преимуществ ГЧП для государства — это возможность получить дополнительные частные инвестиции там, где не хватает средств бюджета. И даже при фактически полном бюджетном финансировании проекта — закупить проект под ключ в рассрочку, что также снижает единовременную нагрузку на бюджет. В периоды, когда бюджетные доходы не показывают тенденцию к устойчивому долговременному росту, любые формы снижения одномоментной нагрузки на бюджет находят повышенный отклик у государства. Тем более когда речь идет об инструменте, который хорошо зарекомендовал себя в течение последних почти 20 лет: рынок ГЧП успешно прошел кризис 2008–2009 годов, кризис после первой волны санкций в 2014–2016 годах, коронавирусные ограничения и продолжает активно развиваться.

Таким образом, коренного изменения отношения государства к работе с компаниями в рамках ГЧП не произошло. Мы наблюдаем устойчивый рост интереса государства к проектам ГЧП, который обуславливается среди прочего новой экономической и политической конъюнктурой.

— А как изменилось отношение ваших клиентов — частных компаний к ГЧП? Поменялся ли спрос со стороны частных компаний на создание и ведение совместных с государством проектов?

— Последние несколько лет спрос со стороны частного сектора устойчиво повышается. Как в количественном выражении, так и в качественном. Инвесторы открывают для себя новые, ранее не так существенно вовлеченные в ГЧП сферы. Например, спортивные объекты и городской электротранспорт, чему особенно способствуют федеральные программы, промышленные объекты. Для частного инвестора ГЧП — это способ проинвестировать деньги в проект с понятной и относительно четко прогнозируемой доходностью и с возможностью определенных гарантий от государства по ее получению, что особенно важно в текущей экономической обстановке.

— С какими трудностями вы сталкивались в последнее время, когда сопровождали оформление ГЧП? Как преодолевали их?

— Проекты ГЧП реализуются в большом количестве секторов экономики. Поэтому сложно выделить какие-то единые проблемы для всех проектов ГЧП: законодательное регулирование, особенности коммерческой реализации проектов, например в сферах ЖКХ, городского электрического транспорта или в промышленности, существенно различаются. В целом мы видим, что нередко на стороне публичного партнера ощущается недостаток экспертов в реализации проектов ГЧП: есть некоторые регионы и муниципалитеты, где экспертные знания находятся на достаточно высоком уровне, а во многих остальных большое количество времени уходит на объяснение публичному партнеру и согласование с ним подходов в рамках проекта. Они стандартны во всех или в подавляющем большинстве проектов ГЧП в России, достигших финансового закрытия при участии финансирующих организаций. Иногда эта проблема смягчается участием в проектах государственных институтов развития, которые добавляют уверенности публичному партнеру в разумности принимаемых в рамках проекта подходов и обязательств.

Есть и общие регуляторные вопросы, которые обсуждаются экспертным сообществом уже длительное время. Это и вопросы применения принципа самостоятельности бюджетов в трехсторонних проектах ГЧП, где в качестве сторон выступают регион, муниципалитет и частный инвестор, и вопросы полного бюджетного софинансирования проектов, допустимости объединения нескольких объектов в одном соглашении и некоторые другие.

— На какие проекты в сфере ГЧП сейчас наиболее ощутимый спрос? Как, на ваш взгляд, будет развиваться ГЧП в ближайший год? 

— В первую очередь, мы видим рост интереса к проектам в сферах, в которых практикуется активное государственное участие в разных формах на федеральном уровне. Это дает инвесторам значимое управленческое и экономическое плечо. Среди новых сфер для проектов ГЧП, которые открывают для себя участники рынка, можно отметить промышленную сферу — она находится под пристальным вниманием государства в связи с задачами по импортозамещению.

Также мы ожидаем продолжения общего роста рынка ГЧП в России, в том числе нового витка роста в транспортной инфраструктуре в связи с потенциальными масштабными проектами в этой сфере, обусловленными переориентацией экономических связей. Например, президент поручил привлечь частные средства к созданию объектов в рамках транспортного коридора «Север – Юг».