Что такое платформенная занятость и является ли она актуальным инструментом?
Тема платформенной занятости на данный момент весьма актуальна, что объясняет живой интерес экспертного сообщества к вопросу. Активное обсуждение порождает различные точки зрения о признаках платформенной занятости, и эту дискуссию пока что нельзя назвать завершенной.
С учетом различных экспертных позиций, подготовленных в рамках разработки модельного закона СНГ о платформенной занятости, в которой я рад принимать участие, можно сказать, что платформенная занятость — это форма занятости, когда бизнес или граждане используют платформу занятости для доступа к другим бизнес-структурам или гражданам для оказания услуг или выполнения работ за оплату с использованием инфраструктуры таких платформ либо с использованием ПО или технических средств самого платформенного занятого.
Вопрос об актуальности такого рода занятости, на мой взгляд, не является дискуссионным. Платформенная занятость — это такая же данность и часть нашей жизни, как, например, интернет, смартфон или компьютер. Мы видим, что платформенная занятость повседневно удовлетворяет потребности множества граждан России и других стран, с одной стороны, в качественных услугах или работах и с другой — в доходе, на который можно содержать семью. Также, судя по всему, сама по себе платформа занятости представляет собой перспективный бизнес для ее оператора.
Какие проблемы регулирования такой занятости существуют в настоящий момент?
С учетом тех возможностей, которые платформенная занятость открывает самим занятым, их клиентам, а также организаторам таких площадок, это вполне беспрецедентное явление, что закономерно порождает проблемы и противоречия при попытках его урегулировать.
В сфере платформенной занятости сталкиваются три крупные группы интересов: во-первых, интересы потребителей в качестве услуг и работ, а также в их безопасности; во-вторых, интересы платформенных занятых в достойном вознаграждении и социальных гарантиях; в-третьих, интересы государства в сборе налогов, общем контроле за данной сферой.
Согласование между собой этих интересов — ключевой пункт, по которому в обществе нужен консенсус. Поиск этого консенсуса предполагает ответы на более конкретные вопросы, многие из которых носят, пожалуй, узкоспециализированный характер. В качестве примера можно привести проблемы разграничения самозанятости и платформенной занятости, квалификации отношений платформенной занятости в соответствии с трудовым или гражданским правом, вопросы социальных гарантий и порядка их предоставления платформенным занятым. Эти и другие вопросы сегодня — предмет интенсивного обсуждения специалистов. Я думаю, что ответы на них достаточно скоро выразятся в конкретных законодательных инициативах и законах.
Необходимо ли урегулировать платформенную занятость?
Однозначно платформенная занятость должна быть урегулирована на законодательном уровне. На это указывает большое количество разнонаправленных интересов, вовлеченных в эту сферу, риски для жизни и здоровья клиентов в результате некачественных услуг или работ, риски социальной напряженности в связи с проблемами с оплатой платформенным занятым их труда в широком его понимании.
В этом случае нельзя обойтись лишь рамочным регулированием, поскольку, как было сказано выше, от него зависит благополучие большого числа граждан, и вместе с этим детальное регулирование этих правоотношений так же противопоказано, поскольку законодатель не всегда может успеть за развитием технологий и новых моделей бизнеса, в связи с чем чрезмерное регулирование способно замедлить развитие современной технологичной отрасли.
Таким образом, лишь гибкое сбалансированное регуляторное окружение позволит сохранить или увеличить преимущества платформенной занятости и защитить публичные интересы.
Наконец, трудовой рынок сегодня как минимум региональный, но не сугубо национальный. Мы видим, что трудовая мобильность достаточно активно проявляет себя именно в сфере платформенной занятости. Из этого следует необходимость институциональной гармонизации регулирования платформенной занятости на наднациональном уровне, например, в рамках СНГ.