Повысился ли интерес со стороны российских юрфирм к выходу на международные рынки и с чем это связано?
Интерес как минимум сохранился. У российского бизнеса есть стабильный спрос на регистрацию и обслуживание зарубежных компаний, а значит, есть и потребность в качественных юридических услугах. Каждая юрфирма выбирает удобный вариант: кто-то использует собственный бренд, физически присутствуя за рубежом, а кто-то работает через партнеров. Мы давно сделали первый вариант основным для себя: открыли зарубежные офисы в тех регионах, где уровень интереса со стороны русскоговорящих клиентов высок.
Какие юрисдикции больше всего пользуются спросом и почему?
Стабильный спрос был и остается на азиатский регион — это Гонконг, Китай. Очень многие наши клиенты работают с КНР. Гонконг традиционно популярен из-за своей системы налогообложения (нет НДС и 0%-й налог на прибыль при ведении деятельности за пределами территории) и простого администрирования компаний.
Первичный ажиотаж на регистрацию компании в ОАЭ сменился на стабильный спрос. Развитая инфраструктура и относительно низкая налоговая нагрузка все еще делают страну привлекательной. Альтернативы ОАЭ в том же регионе — Саудовская Аравия и Бахрейн. На территории второго пока еще сохраняется нулевая ставка по налогу на прибыль, а Саудовская Аравия привлекает предпринимателей местным рынком и также относительно низким налогообложением. Регистрация компании в одной из стран ближнего зарубежья также хороший рабочий инструмент — подходят Казахстан, Киргизия и другие. Часто эти страны выбирают из-за похожего менталитета и готовности работать с россиянами.
У нас есть свои офисы в Гонконге и ОАЭ, а с остальными юрисдикциями работаем через партнеров.
С какими сложностями сталкиваются российские юридические компании?
Сложности могут возникнуть на любом этапе открытия бизнеса, если не подготовиться. Определившись со страной, мы стараемся обращать внимание на следующие пункты:
- регистрация и администрирование компании;
- бухгалтерский учет;
- ВНЖ и разрешение на работу для сотрудников;
- юридическое сопровождение по приобретению или аренде недвижимости;
- открытие банковских счетов;
- релокация сотрудников и рекрутинг местного персонала;
- лицензирование, сертификация, IP;
- know-your-client и due diligence; санкционный комплаенс.
Но главное — это люди. Нужно найти подходящих местных специалистов либо оперативно релоцировать действующих сотрудников. Именно от их профессионализма во многом зависит успех работы зарубежного офиса.