Мнение
Рохит Сингхал, основатель экспертной группы Masin
21 мая 2025, 9:10

Как изменился международный арбитраж с участием российского бизнеса

Как изменился международный арбитраж с участием российского бизнеса
Компании из России иногда неохотно соглашаются на ведение споров в традиционных западных институтах. Например, в Лондоне, Стокгольме или Париже. Вместо этого они предпочитают нейтральные центры, но контрагенты часто отказывают. Об этом в интервью на ПМЮФ-2025 рассказал основатель экспертной группы Masin Рохит Сингхал.

Расскажите, пожалуйста, о роли экспертов в международном арбитраже. Какие особенности их привлечения существуют?

Эксперт — это человек, у которого есть специальные знания в определенной области. В международном коммерческом арбитраже эксперты играют очень важную роль в оказании помощи третейскому суду и сторонам, предоставляют экспертные доказательства и заключения по сложным вопросам. На мой взгляд, роль эксперта в международном арбитраже заключается в заполнении пробелов в знаниях третейского суда в том смысле, что сложные вопросы и технические моменты нужно разъяснять в упрощенной форме, чтобы помочь арбитражу принять обоснованное решение.

Задача, которую ставят перед экспертом, — ответить на такие вопросы:

  • Что пошло не так?
  • Почему это пошло не так?
  • Какие были последствия?
  • Были ли своевременно и корректно предприняты действия для исправления ситуации?

На этом работа эксперта не заканчивается. Подготовка заключения — это один из ключевых этапов, когда эксперт аргументированно отвечает на заданные вопросы и опровергает доводы заключения другой стороны. Адвокат противоположной стороны при этом может перекрестно допросить эксперта на слушании.

Быть независимым и беспристрастным при представлении доказательств в арбитражах — это обязанность эксперта, потому что любой нюанс может сыграть важную роль при принятии решения.

С какими сейчас сложностями сталкивается российский бизнес, который ведет споры в международном арбитраже?

Санкции, введенные США, ЕС и другими юрисдикциями в отношении некоторых российских физических и юридических лиц с 2014 года, существенно повлияли на международный арбитраж с участием российских сторон.

В ходе арбитражного разбирательства возникает множество практических вопросов, связанных с подсанкционными юрлицами. Такие проблемы появляются на различных этапах разбирательства, например: при назначении арбитров, привлечении экспертов, участии подсанкционных лиц в качестве свидетелей, оплате арбитражных сборов, несении расходов и издержек, оплате услуг юристов.

Российские компании иногда неохотно соглашаются на арбитраж в традиционных западных институтах (в Лондоне, Стокгольме, Париже), поскольку ожидают предвзятости или геополитического давления. Вместо этого они настаивают на процессе в нейтральных центрах (Гонконг, Дубае), но контрагенты часто несогласны. 

Поделитесь самыми интересными ситуациями из личного опыта, связанными со спорами в международном арбитраже с участием российских лиц.

Как технический эксперт в области международного арбитража, я сталкивался со многими сложными спорами с участием российских сторон. Эти дела часто хороший пример пересечения коммерческого, международного публичного права и геополитики. В недавнем деле, где я выступал как технический эксперт, нужно было провести оценку газовых компрессоров дожимной компрессорной станции для природного газа. Этот контракт на поставку расторгла европейская компания-поставщик на основании ст. 3b Регламента ЕС 833/2014 — она запрещает поставку оборудования, пригодного для сжижения газов.

Я провел техническую оценку оборудования, используемого на дожимной компрессорной станции и в процессе сжижения, с точки зрения условий их эксплуатации и технических характеристик, чтобы определить, были ли такие газовые компрессоры оборудованием, используемым в процессе сжижения.