Насколько усложнилось разрешение международных споров? Стало ли меньше проблем в 2025 году?
Действительно, с введением санкций появились следующие дополнительные барьеры для российских сторон:
- уплата арбитражных сборов;
- оплата услуг иностранных юристов и экспертов;
- выбор юридических фирм.
Также возникают трудности с исполнением решения.
Барьеров меньше не стало. Я бы даже сказал, что их становится больше, потому что банки-посредники перестраховываются и отказывают в проведении платежей, если в них есть российский элемент. Также арбитражные институты по своей инициативе начинают процесс получения специальных лицензий при администрировании споров с участием российских сторон, хотя формально это не требуется.
Посоветуйте, как можно повысить эффективность разрешения международных споров?
- Выбирать юридическую компанию, которая находится в нейтральной юрисдикции, потому что ей не нужно будет получать лицензию перед началом оказания услуг. Зачастую получение лицензии занимает от двух до шести месяцев.
- Анализировать возможность уступки прав требований компании из нейтральной юрисдикции до инициирования спора. На рынке есть компании, скупающие права требования у таких истцов.
- Определять в качестве форума по разрешению спора арбитражный институт в нейтральной юрисдикции, такой как ОАЭ, Саудовская Аравия, Гонконг.
Насколько такой инструмент, как уступка прав требований компании из нейтральной юрисдикции, пользуется популярностью?
Цессия — иногда единственная доступная опция, поэтому да, стороны часто прибегают к ней. Но уступка должна быть правильно оформлена, чтобы ни регулятор, ни суд не посчитали это обходом санкций.