Репортаж
17 мая 2018, 13:54

От буквы к цифре: какой будет новая конкурентная политика в России

До конца 2017 года будет утверждена Концепция первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики. Чтобы ее реализовать, планируется внести законодательные изменения и в антимонопольную сферу. О том, как повысить эффективность антимонопольного контроля в условиях широкого использования искусственного интеллекта и компьютеризации методов организации картелей руководство ФАС рассказало на сессии ПМЮФ-2018 "Новые вызовы: новая конкурентная политика".

Сергей Пузыревский, замначальника руководителя ФАС уже в самом начале обсуждения отметил, что в последнее время важное значение приобретают цифровые технологии: «На капитализацию компаний все активнее влияют «большие данные». И это надо учитывать госрегуляторам в своей ра. Время летит неумолимо, и нам всем надо идти если и не так быстро, но обязательно в правильном направлении, а не ходить кругами по лабиринту, подчеркнул глава ФАС, Игорь Артемьев.

Синергия и новые методы в работе ведомства

Артемьев тоже отмечал активную цифровизацию нашей жизни: «Уже роботы заключают картельные соглашения в интернете». Учитывая такие глобальные перемены, антимонопольный регулятор начал готовить «пятый антимонопольный пакет». По словам докладчика, разрабатываемые поправки призваны оптимизировать законодательство, чтобы повысить эффективность регулирования в цифровую эпоху. В рамках этой деятельности предстоит дополнить и уточнить понятийный аппарат, а также установить признание доминирующей компании, которая использует цифровые платформы. Ведь сетевые эффекты или обладание «большими данными» дают возможности фирме оказывать решающее воздействие на условия обращения товара, заметил глава ФАС.

Мы пришли к пониманию, что важно соотношение прав интеллектуальной собственности и антимонопольного регулирования, добавил он. Вместе с тем, ведомство не собирается покушаться на права «творцов». Однако, когда они, уже получив справедливое вознаграждение за свои идеи, ограничивают потребителей – это неправильно.

Игорь Артмеьев, глава ФАС

Наше ведомство для определения «цифровых картелей» разработало и успешно применяет технологии выявления дистанционных сговоров на торгах, сказал докладчик: "При помощи компьютера и специального программного обеспечения исследуются любые торги на территории РФ". Кроме того, важно отметить, что уже с 1 июля этого года Россия полностью перейдет только на электронные госзакупки. По словам Артемьева, такое нововведение позволит резко усилить прозрачность и открытость такой сферы, а также повысить уровень конкуренции: «Конечно, это еще и очень серьезный ресурс по борьбе с коррупцией. То, что даст нам колоссальную экономию бюджетных средств».

Докладчик особо подчеркнул синергию полномочий их ведомства, которая уже доказала свою эффективность. Сейчас ФАС кроме антимонопольных функций занимается тарифным регулированием, контролирует госзаказы, гособоронзаказы торги и иностранные инвестиции. По мнению Артемьева, благодаря такому сочетанию образуется проконкурентный характер регулирования, оптимизируются расходы в различных секторах экономики и возникает доступность инфраструктуры на недискриминационных условиях. В конечном итоге все это приводит к ориентации на интересы потребителя.

Часть своего выступления глава ФАС отвел и на рассказ об использовании бенчмаркинга (метод сопоставимых рынков) в работе ведомства. Такая система позволяет сопоставлять цены с информационных платформ и анализировать крупные базы данных, что в итоге повышает эффективность при определении справедливой стоимости того или иного товара. Обсуждаемый механизм помогает отказаться от "затратного" метода, который уступает системе "сопоставимых рынков", пояснил Артемьев. 

Во-первых, необходимо определить конкретные проблемы, возникающие в условиях цифровой экономики, которые не могут быть решены в рамках действующей редакции Закона о конкуренции. И максимально конкретно сформулировать цели, которые необходимо достигнуть при решении таких проблем.

Во-вторых, следует нивелировать риски для развития экономики России, которые могут возникнуть при реализации законодательных инициатив, в том числе инвестиционные.

Артур Рохлин, партнер "Инфралекс"

Мнения иностранных коллег

На панельной антимонопольной дискуссии не обошли стороной и подходы других государств к обсуждаемой теме. Александр де Суза Баретто, председатель Административного совета по экономической защите Бразилии признал, что и регулирующие органы их страны чувствуют огромный вызов, который создают новые технологии. 

Когда мы говорим о цифровой экономике, перед нами возникает два вопроса, уверен докладчик: «Во-первых, действительно ли нужно регулирование этой сферы?» Если отвечаем положительно на этот вопрос, то возникает второй, утверждал Баретто: «А регулирование какого типа нам нужно?». Это два основных вектора, про которые не стоит забывать, подчеркнул председатель Административного совета по экономической защите Бразилии. 

А Омер Торлак, президент Конкурентного ведомства Турции подчеркнул, что страны 21 века – это предпринимательские государства, которые должны давать возможности для частных проектов. Ведь когда рынки капиталов не совсем развиты, то тогда приходится усиливать роль госвласти, резюмировал докладчик: «Так что странам надо стараться опираться на более эффективные компании».