Репортаж
15 мая 2019, 16:50

Лечение дистанционно и BigData: эксперты рассказали о проблемах цифровизации медицины

Лечение дистанционно и BigData: эксперты рассказали о проблемах цифровизации медицины
В Санкт-Петербурге состоялось заседание круглого стола «Цифровая трансформация фармацевтики: юридические вопросы». Медики и юристы обсудили сложности в использовании BigData в медицине, телемедицину – бизнес пытается её активно развивать, но постоянно сталкивается с препятствиями. Маркировка лекарств и ответственность врачей – также на повестке дня.

В своей вступительной речи модератор круглого стола, профессор бизнес практики МШУ, Сколково, доктор медицинских наук Марина Велданова сказала, что цифровизация – неотъемлемая часть современного мира. Она внедряется во все сферы, в том числе и в фармацевтику и здравоохранение. Поддержал её и управляющий партнёр, руководитель направления фармацевтики и здравоохранения Lidings Андрей Зеленин, который рассказал о том, какие методы цифровизации используются в здравоохранении – их всего пять, на первом месте – BigData, следом идёт внедрение искусственного интеллекта.  

ВС оценил моральный вред от смертельной ошибки врачей

В России масса сложностей с использованием BigData в медицине, из-за чего сфера медленно развивается, считает юрист направления фармацевтики и здравоохранения Lidings Мария Васильева. Это связано с жёстким регулированием со стороны государства, которое внимательно следит за обращением персональных данных, в том числе и о состоянии здоровья россиян. Есть решение этой проблемы – взять пример с других стран, где данные о состоянии здоровья дифференцируются в зависимости от заболевания, профилей врачей, к которым человек обращается. 

Врач на экране: проблемы телемедицины

Активно обсуждалась и телемедицина – консультация врачей через телекоммуникационные средства связи. В России эта сфера развивается, но сталкивается с огромным количеством проблем. По словам старшего юриста Astra Zeneca Владислава Шиянова, в законе нет чёткого термина «телемедицина», но, по сути, – это оказание медсуслуг с помощью систем передач данных. «Теперь этот вопрос [отсутствия термина] хотят урегулировать на законодательном уровне», – говорит Шиянов.

Телемедицина: советы пациенту

По его словам, самое главное, что охватывает телемедицина – это взаимодействие медработников между собой и с пациентами. «Консультации [с пациентами] должны быть зарегистрированы и подключены к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Дистанционное наблюдение пациентов через специальные платформы – это сейчас «серая зона», которую нужно контролировать, чтобы эти приложения и специалисты, в них работающие, «не делали каких-либо движений не в рамках закона», говорит он. Есть у телемедицины и плюсы – стоит меньше, чем очный приём специалиста, не нужно никуда ездить. «Необходимо поставить перед законодателем цель придумать правильные критерии для термина «телемедицина», чтобы он шёл в ногу со временем», – считает Шиянов.  

Управляющий партнёр Аронов и партнёры Александр Аронов рассказал, что рынок телемидицины – это максимум 100 000 консультаций в год. «Это вообще не рынок», – считает он. «Та система, которая создана, не даёт возможность иностранным врачам оказывать помощь российским пациентам», – ещё одна проблема по мнению Аронова. Также он считает, что в этом году государство будет закрывать приложения, которые оказывают «консультационные [медицинские] услуги». «Почему мы должны закрывать проекты, блокировать сайты? Потому что сфера очень чувствительная: передача данных», – говорит Аронов.

Фигурантом дела о чёрном рынке лекарств впервые стал врач

По его словам, сейчас «Яндекс.Здоровье» и «DocDoc» получают медицинскую лицензию. «DocDoc задал вопрос министру здравоохранения [Веронике Скворцовой]: у нас нет ни одного врача, приложение – это просто программа <…>. На что она ответила: «Надо. Просто поверьте, надо», – процитировал министра Аронов.

Он также рассказал и об ответственности врачей. Ежегодно количество требований от пациентов в адрес больниц в сфере защиты прав потребителей растёт на 15%, сумма требований, как правило, составляет 1 млн руб., но клиники выигрывают в судах по этим делам в 80%, правда это зависит от региона. «В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, например, клиники реже выигрывают: тут много потребительских экстремистов», – рассказал Аронов.

Маркируют всё 

Зеленин говорит, что маркировка лекарств – это по сути блокчейн. «Мы получаем риски в централизованном хранении всей информации. Основной массив информации находится у оператора данных. Внедрение комплексной маркировки не говорит о полном блокчейне в сфере обращения лекарств, и чтобы это заработало полностью, нам нужна полная цифровизация – например, использование так называемого цифрового профиля гражданина», – говорит он. По словам экспертов, маркировка позволит не допускать на прилавки аптек контрафактную продукцию, поможет в борьбе с параллельным импортом, но есть и сложности: насколько это вообще технически выполнимо – всё маркировать.