Репортаж
16 мая 2019, 17:26

Регуляторная гильотина: как проходит надзорная реформа

Регуляторная гильотина: как проходит надзорная реформа
К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, должен быть полностью заменён на новые. О том, как это будет происходить, какая работа уже проделана и чем правительству еще предстоит заняться, рассказали сегодня эксперты в рамках Санкт-Петербургского международного юридического форума.

Предпосылки реформы

Заместитель руководителя Аппарата правительства Юрий Любимов признает: действующие контрольно-надзорные акты не отвечают требованиям времени. «Классическая ситуация: с точки зрения пожарной безопасности двери здания должны быть открыты, а с точки зрения антитеррористических мер – наоборот. Таких противоречий очень много. Также в актах встречаются заведомо невыполнимые требования: например, расширить дверной проем в историческом здании. Что бы ты ни сделал в этой ситуации, все равно нарушишь норму закона. Существует проблема дублирующего надзора: когда разные органы проверяют одно и то же. От этого надо отказаться», - заявил Любимов. По его словам, если соблюдать все требования, то ни одна отрасль в России не будет рентабельна: «Самая большая беда не в том, что контроль сложный, а в том, что он бессмысленный, из-за чего страдает безопасность». Писатель Александр Цыпкин рассказал, что это международная проблема - его друзья за целый год не смогли открыть ресторан за рубежом из-за многочисленных противоречивых надзорных требований.

«Бизнес предложил каждый год пересматривать пакет старых законов. Но мы нашли в себе силы признать, что это путь в никуда, нам нужен принципиально новый акт. Мы поняли, что гораздо эффективнее отменить все старое и принять новую систему, в которой нуждается наша страна. Пересмотр требований, которым мы занимались несколько предыдущих лет, не был успешным», - сообщил замрепред правительства, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко.

"Новые требования должны быть обязательны, современны, актуальны, соответствовать уровню технического развития, не пересекаться с другими видами надзора, устранять риски"

Константин Чуйченко

Проведение реформы

Так родился термин «регуляторная гильотина» - метод проведения реформ для упрощения норм регуляции бизнеса. Впервые о ней заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в январе этого года. Он заявил, что в России действует свыше 9 000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР. Медведев поддержал контрольно-надзорную реформу, а президент Владимир Путин пошел дальше и объявил для всех ведомств единый срок ее окончания – 1 января 2021 года.

Чуйченко считает, что гильотина – не самоцель, а средство для ее достижения. Он сообщил: скоро правительство примет дорожную карту, которая будет состоять из нескольких пунктов. Также появится рамочный закон – его представят уже в июне этого года на ПМЭФ. Будут разработаны и законы об отдельных видах надзора, и подзаконные акты. «Самое сложное – сделать новую систему, которая заменит прежнюю. Мы решили, что по новым правилам предметом проверки могут быть только требования, указанные в законе, - выходить за рамки нельзя», - отметил Чуйченко. Эксперт признался, что это огромная работа, ведь надо переписать всю систему. При этом ее цель – здравый смысл, поэтому все должно быть заточено под результат.

"Мы не занимаемся либерализацией, поэтому в результате реформы часть контроля может стать сложнее, но главное – разумнее"

Юрий Любимов

Результат реформы

Правительство планирует задать стандарты и создать типовую модель, а контрольно-надзорным органам придется заняться конкретизацией норм. Чуйченко заверил, что ведомство учтет предыдущий опыт, «в корзинку ничего не попадет». Он также призвал всех желающих присылать свои предложения и даже вступить в рабочие группы.

По словам Любимова, тестовым сектором, на котором ведомство отрабатывает свои решения, стал общепит. «В этой сфере масса устаревших советских правил, это классический кейс. Ситуация по санитарной безопасности мне кажется понятной, гораздо сложнее дела обстоят со строительным и экологическим надзором. Еще у нас 143 вида охраны труда», - отметил Любимов.