Репортаж
17 мая 2019, 15:45

Финансовые услуги: какую защиту получат потребители

Финансовые услуги: какую защиту получат потребители
В 2018 году в России появился финансовый омбудсмен, который призван разбирать споры между банками, страховщиками и их клиентами-гражданами. Эту должность занял Юрий Воронин, и в рамках Петербургского юридического форума он вместе с представителями ЦБ, Верховного суда и других органов обсудил основные направления по защите потребителей финансовых услуг.

Зачем нужен финомбудсмен?

«Многие спрашивают: как специальная служба по защите прав потребителей ЦБ пересекается со службой финансового омбудсмена?», — рассказал Михаил Мамута, член Совета директоров ЦБ и руководитель этой службы. И сам же ответил на вопрос: финансовый омбудсмен рассматривает имущественные требования. А жалобы в ЦБ по своей природе иного плана — они влекут за собой надзорные или административные меры реагирования. При этом они могут порождать имущественные претензии, но речь в этом случае идет о взаимодополнении, пояснил Мамута. В качестве примера он привел жалобу водителя, который считает, что ему неправильно посчитали влияющий на стоимость страхового полиса ОСАГО коэффицент бонус-малус (КБМ). «Речь идет о более совершенной, более полной системе защиты прав потребителя финансовых услуг. Мы работаем рука об руку, у всех есть свои функции и полномочия», — заверил он.

В России появился финансовый омбудсмен

«В настоящее время защита вкладчиков является одним из основных элементов устойчивости не только финансового рынка, но и бюджетной устойчивости», — продолжил Алексей Гузнов, директор юридического департамента ЦБ. Он, как главный юрист регулятора, рассказал о последних новеллах, которые повлияют на защиту прав потребителей. Так, за последние годы за последние годы подход к тому, какие лица могут выдавать кредиты, стал жестче. Это помогло избавить рынок от компаний, мимикрирующих под микрофинансовые организации. Другой важный фактор защиты потребителей финансовых услуг — закон об ипотечных каникулах, который позволяет на время «заморозить» выплаты по кредиту. Еще одна из новелл сейчас обсуждается в Госдуме — это законопроект, который ограничивает право МФО выдавать займы, обеспеченные ипотекой.

«Изменения о досудебном порядке сослужили хорошую службу»

Продолжая тему автострахования, Мамута рассказал: в последнее время имеется тенденция снижения жалоб на страховую отрасль. «Приятно видеть, что жалобы на страховую отрасль демонстрируют достаточно устойчивую тенденцию к снижению», — заявил он. При этом говорить о том, что регулятора устраивает сложившаяся ситуация, пока нельзя — жалоб все равно слишком много.

Президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс выразил опасение, что омбудсмен, который должен защищать слабую сторону, в случаях переуступки прав требования будет рассматривать и дела тех, кому эти права достались — то есть, цессионариев. «Эта «мафия», которая зарабатывает миллиарды — это уже не слабая сторона, — заявил он. — Мы ждем, что требование слабой стороны при переуступке потребует качественной квалификации». Омбудсмен заверил, что в этом направлении работа будет вестись.

Сергей Асташов, судья Верховного суда, рассказал о «вершине» защиты прав потребителей — судебном порядке. Он поделился статистикой рассмотрения судебных дел по страхованию за 2018 год. «Споры по ОСАГО потеряли порядка 23%, по договорам КАСКО 18% — это, безусловно, итог досудебного порядка, появившегося в связи с изменениями законодательства и выработка правовых позиций, в том числе, Верховным судом», — рассказал судья. И когда споров по ОСАГО становится меньше, растет количество дел вокруг договоров личного страхования — сразу на 27%. И хотя это менее значительная категория дел, это, сейчас Верховный суд планирует обобщить споры по ней.
«О чем говорят такие цифры? Последние изменения в законодательство о досудебном порядке сослужили хорошую службу», — пояснил судья. Он также прогнозирует, что создание службы финомбудсмена позволит добиться той же самой динамики, потому что значительная часть споров — те, что до 500 000 руб. — «уйдут» в досудебный порядок, что также позволит ускорить их рассмотрение.