Репортаж
17 мая 2019, 16:05

"Как создаются "цифровые песочницы"

"Как создаются "цифровые песочницы"
Сегодня в рамках Петербургского международного юридического форума состоялось открытое заседание рабочей группы, которая рассмотрела законопроект об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций - "песочницах". Эксперты изучили документ, нашли в нем много недоработок и предложили свои варианты регулирования.

Внедрению новых технологий часто мешают несовершенные законы. Поэтому Минэкономразвития предлагает создать экспериментальные правовые режимы - «регуляторные песочницы». В них не будет работать определенное действующее законодательство, что поможет тестированию новых технологий. Эффективность песочниц будут проверять в реальных условиях. Если эксперимент окажется удачным, его распространят на всю страну.

Согласно национальной программе «Цифровая экономика РФ», закон об экспериментальных правовых режимах («регуляторных песочницах») должен быть принят до конца 2019 года. Рабочая группа "Нормативное регулирование" АНО "Цифровая экономика" уже подготовила соответствующий законопроект. Сегодня его обсудили эксперты ПМЮФ.

Документ определяет механизм принятия решений о введении экспериментальных правовых режимов, детализирует порядок присоединения к ним, гарантирует их стабильность. Так, экспериментальные правовые режимы могут быть индивидуальными, групповыми и критериальными. Они могут устанавливаться для тестирования систем на основе больших данных, блокчейна, нейротехнологий и искусственного интеллекта, квантовых технологий, робототехники, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей и других. Желающий получить экспериментальный правовой режим должен подготовить заявку и направить ее в соответствующее ведомство, у которого будет 50 дней на принятие решения. Если заявку отклонили, можно обратиться в другой орган. Кроме того, заявка может быть возвращена на доработку, а при наличии сомнений - направлена в правительство. Срок рассмотрения заявки в правительстве будет определен подзаконным актом. Для удобства заявителей перед подачей заявки можно будет получить консультацию.

Зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов удивился самому термину - "песочница". "В песочницу мы запускаем обычно детей, а тут речь идет о серьезных рисковых участниках". Партнер, руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций ООО Дентонс Юроп Dentons Федеральный рейтинг I группа Антимонопольное право I группа Трудовое и миграционное право I группа Комплаенс I группа ТМТ I группа Международный арбитраж I группа Фармацевтика и здравоохранение I группа Финансовое/Банковское право I группа Корпоративное право/Слияния и поглощения I группа Налоговое право и налоговые споры I группа Интеллектуальная собственность II группа Страховое право II группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование II группа Коммерческая недвижимость/Строительство II группа Транспортное право II группа Природные ресурсы/Энергетика II группа Уголовное право и процесс II группа ГЧП/Инфраструктурные проекты 2 место По количеству юристов Виктор Наумов рассказал: словосочетание "регуляторная песочница" появилось в начале 1990 годов. "Такие песочницы есть во многих странах, каждая из которых двигалась своим путем. Мне нравится опыт Сингапура, где пришли к массовому и прозрачному ручному управлению, а также Великобритании, Австралии, ОАЭ. Самое важное для песочниц - прозрачность и контроль за выходом из границ, поскольку регуляторные песочницы часто связаны с недобросовестными действиями", - сообщил Сазонов.

"И менее амбициозные проекты встречают сопротивление. Мне страшно представить, как будет приниматься этот документ. На мой взгляд, он слишком длинный, а для правоприменения нет ничего хуже непонятного текста. Часть процедурных вопросов могла бы быть на подзаконном уровне. Еще я бы поработал над языком - в нем много сложных предложений", - заявил председатель правления фонда "Сколково" Игорь Дроздов. Его поддержали почти все эксперты. "Безусловно, объем текста и юридическая техника нуждаются в корректировке: законопроект из 29 статей занимает 90 страниц", - высказался Наумов. "Экспериментальные правовые режимы необходимы, только так можно развивать технологии. Если их не будет, мы во многих сферах опоздаем. При этом законопроект требует доработки и сокращений", - отметил замдиректора по корпоративным отношениям и работе с государственными органами "Яндекс" Игорь Алексеев.

"Именно такая концепция законопроекта должна быть реализована. Предлагаю принять ее и доработать"

Савва Шипов, замминистра экономического развития 

Законопроект предполагает менять действующие законы актами правительства, что раскритиковали все члены рабочей группы. Наумов напомнил: законы должны меняться только законами, соответственно, нужно предусмотреть и проект поправок в действующие акты. По мнению главного научного сотрудника Института государства и права РАН Андрея Габова, если закрепить позицию, что все исключения принимаются только на уровне закона, это снимет многие проблемы. "Сейчас законопроект нарушает ст. 10 Конституции о разделении властей. Думаю,он должен быть элегантнее", - заявила зампредправления АО «Газпромбанк» Елена Борисенко. Она также обратила внимание, что законопроект не учитывает волеизъявления тех лиц, на которых он распространяется. 

Дроздов предложил очертить те сферы и блоки норм, где предполагается создание песочниц. "На мой взгляд, это более перспективный путь, чем сразу действовать масштабно. Еще я считаю, все гражданско-правовые риски должны нести участники песочниц, и за ними нужен надзор и контроль", - отметил Дроздов. "Мы должны освободить резидентов песочниц от уголовных и административных рисков, имущественные риски - это нормально. Надо прописать, что правомерный вред подлежит возмещению", - уверен замминистра юстиции Денис Новак.

"Поддерживаю все предложения по доработке законопроекта. Мы должны все вместе выработать более компактный документ"

Денис Новак, замминистра юстиции

Замминистра экономического развития Савва Шипов согласился, что часть деталей можно убрать из законопроекта и отнести на уровень правительственного регулирования. Он также не стал возражать против исключения из сферы действия документа некоторых общественных отношений. Что касается изменения законов актами правительства, Шипов напомнил: "Принцип разумности никто не отменял, и мы на него будем ссылаться. Правительство не собирается отменять нормы УК или ГК".

Эксперты долго спорили насчет дальнейшей судьбы документа. "Законопроект требует полной переработки", - заявила Борисенко. "Я считаю, надо все менять сейчас, а не когда проект попадет в Госдуму. Если чиновники говорят "давайте быстрее", то пусть сами за это и отвечают", - высказался Сазонов. Член правления, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС», руководитель рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Руслан Ибрагимов предложил одобрить законопроект концептуально, поскольку в целом он удовлетворяет интересам бизнеса, и направить на согласование на следующий этап. Тем не менее, участники рабочей группы решили отправить документ в Минэкономики на переработку и вновь вернуть на обсуждение рабочей группы.