Новости ПМЮФ
18 мая 2021, 18:37

На ПМЮФ 9 ¾ обсудили "стеклянный потолок" юристов-руководителей

На ПМЮФ 9 ¾ обсудили "стеклянный потолок" юристов-руководителей
Серьезная должность, хорошая зарплата, прекрасный коллектив, но развиваться больше некуда. Да и прежнего удовольствия работа больше не приносит. Уходить или оставаться? На Петербургском международном юридическом форуме 9 ¾ юристы рассказали истории ухода из профессии и дали советы тем, кто еще сомневается. Один стал гендиректором, второй занимается взаимодействием с госорганами, третья теперь в комплаенсе, а четвертый стал госслужащим. Бывшие юристы призывают действовать, а не дожидаться точки невозврата.

Сессию "Стеклянный потолок для лидеров юридических команд" модерировала Ольга Демидова (CEO, The Paragraph), которая раньше была юристом, а последние 15 лет занимается подбором юридических кадров. Она попросила выступающих рассказать о том, как они в свое время поняли, что развиваться в юрфпрофессии им больше некуда, и дать советы тем, кто уперся в свой "стеклянный потолок".

Не дожидайтесь точки невозврата

Вадим Зайцев - гендиректор девелоперской компании "Рогсибал" - раньше руководил юристами в разных компаниях, в том числе был директором по правовым вопросам "Русагро".

Для него карьерный кризис наступил дважды. Сначала в 1990-х, после распада СССР. Тогда Зайцев ухал из России, получил образование за рубежом и вернулся с новыми знаниями. Второй кризис настал в 2011 году. Зайцев понял, что все идет по кругу: одни и те же сделки, одни и те же процессы. Ключевой совет - не дожидаться выгорания, действовать нужно раньше, подчеркивает Зайцев.  У юристов много возможностей, следует из его выступления.

Юридическая профессия уникальна тем, что на нее можно нанизывать любые компетенции. 

Вадим Зайцев, гендиректор девелоперской компании "Рогсибал"

У Зайцева спросили, почему директора по правовым вопросам редко становятся руководителями компаний. Дело в том, считает спикер, что юристы слишком консервативны. Они видят больше рисков, чем возможностей. Гендиректорами становятся те, кто преодолевает эту профдеформацию.

Дмитрий Тимофеев, вице-президент по работе с органами государственной власти (GR) и корпоративным отношениям в ПАО "ПИК-специализированный застройщик", до этого он несколько лет был директором по правовым вопросам в "Росводоканале".

Избежать выгорания: практические советы

Тимофеев рассказал, что с недавних пор занимается исключительно взаимодействием с госорганами, корпоративные вопросы больше не в его компетенции. GR – это хорошая сфера деятельности для юриста, который устал от сделок и "операционной" юридической работы, но при этом не готов полностью отказаться от права, говорит Тимофеев. А еще для тех, кто любит теорию государства и права и хочет применять ее на практике.

По его словам, взаимодействуя в таком формате с госорганами, юрист получает возможность поработать с "источниками права" напрямую. Обычно юристы в своей работе видят несовершенство законодательства, вынуждены принять этот факт и не пытаются изменить норму. GR дает возможность поговорить с "публичным партнером", объясняет Тимофеев.

По карьерной лестнице

Елена Каширина 14 лет возглавляла юридическую функцию "Макдоналдса" в России. Недавно она стала директором по комплаенсу и борьбе с коррупцией в лондонском офисе компании.

Самый большой большой сигнал, что что-то не так, это когда вы понимаете, что на своем рабочем месте можете и знаете все, говорит Каширина. Значит, скоро начнется "день сурка", перестанут гореть глаза, пойдет эмоциональное выгорание.  Это и есть «стеклянный потолок». Люди тоже увидят: да, вы эффективны, но что-то не так.

Важно понять, что жизнь и карьера – это не забег на длинную дистанцию, добавляет Каширина. Ей больше нравиться представлять свою жизнь как серию спринтов. 

Необязательно всегда стремиться вверх по карьерной лестнице. Нет ничего плохого в том, чтобы отклоняться от маршрута.

Елена Каширина, директор по комплаенсу и борьбе с коррупцией, Макдоналдс

Еще один ее совет – говорить себе и окружающим, чего вы сейчас хотите. Каширина рассказывает, что, кроме серьезной карьеры, у нее четверо детей. Иногда личное было важнее общественного. Но когда вы возвращаетесь «из личного», важно дать понять другим, что теперь вы хотите заниматься карьерой, объясняет спикер. Люди могут представлять вас в другой роли, помогите увидеть им смену ориентиров.

Сменить профессию: как юристы становятся гончарами, бизнесменами и психологами

Каширина называет переход из юриспруденции в комплаенс "мягким". По ее словам, новый функционал ближе к бизнесу: позволяет лучше понять, как работает компания. Это, скорее, движение в сторону, а не вверх по карьерной лестнице, считает спикер.  

Деньги – не главное

Михаил Попов тоже был директором по правовым вопросам в разных коммерческих организациях. Теперь он госслужащий – заместитель руководителя Росимущества. В свое время Попов ушел из крупной девелоперской компании, собрал предложения, понял, что они ему не интересны, и решил что-то поменять. Уходить надо не тогда, когда уже тошно, а гораздо раньше, считает спикер. Иначе рискуете уйти не туда.

Отжиматься, петь и оставаться человеком: как юристы борются со стрессом

Попов советует оценить, сколько времени для профессиональной деятельности примерно осталось, и что вы за него хотите сделать. Он оценил свои 20 лет и решил, что просто обменивать время на деньги ему больше не интересно.

Юристы часто идут на госслужбу, но обычно с серьезных должностей в коммерции туда не уходят, признает Попов. Его мотивация похожа на интерес Тимофеева: в какой-то момент он устал биться о несовершенства законодательства и теперь старается повлиять на него.

Чем больше люди успевают, чем больше вопросов они тащат, тем больше у них сил и энергии. Наверное, меньше всего сил у тех людей, которые ничего не делают.

Михаил Попов, заместитель руководителя Росимущества