Репортаж
1 июля 2022, 0:13

Кому доверить представительство в суде

Кому доверить представительство в суде
30 июня на сессии «Профессионализация судебного процесса» ПМЮФ-2022 эксперты спорили, кому из юристов можно разрешить представлять интересы клиентов в суде. Одни утверждали, что необходимой квалификацией обладают только адвокаты, а другие считали, что существующую систему нужно оставить как есть.

Из-за того, что представителям по гражданским и арбитражным делам достаточно иметь диплом о высшем юридическом образовании, в процессы приходят начинающие специалисты, которые не обладают нужной квалификацией, отметил заместитель министра юстиции РФ Максим Бесхмельницын. Чтобы исправить это, нужно профессионализировать процесс, считает эксперт. Например, ввести допуск в судебные заседания путем сдачи специального экзамена и выдачи сертификатов. 

Принимать экзамены и выдавать сертификаты потенциальным представителям может Ассоциация юристов России или территориальные адвокатские палаты, предложил полномочный представитель правительства РФ в КС и ВС Михаил Барщевский. А Бесхмельницын уточнил, что в таком случае придется видоизменять институты. Ведь если им передаются обязанности, значит, надо установить и ответственность. 

Судья Верховного суда Юрий Иваненко напомнил, что требования к представителям становятся все строже с 2015 года, и спрогнозировал, что в скором будущем судебные представители объединятся в отдельную организацию и будут отделены от других юристов. Эксперт указал, что сейчас в законе есть нормы, которые могут помешать профессионализации судебного представительства: например, в ст. 49 УПК указано, что наряду с адвокатом защищать подсудимого могут его родственники. 

Не согласился с коллегами президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. Он подчеркнул, что профессиональные представители уже есть и это адвокаты. 

Зачем изобретать велосипед? Адвокатура уже существует.

Юрий Пилипенко

Эксперт отметил, что адвокаты соответствуют всем необходимым критериям: обладают высшим юридическим образованием, соблюдают этические нормы, сдавали специальный экзамен и постоянно повышают свою квалификацию. Пилипенко отметил, что сертификаты и дополнительные экзамены, о которых говорили его коллеги, — это попытка создать параллельную адвокатуру, которая не нужна. 

С таким мнением согласен управляющий партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право Сергей Пепеляев. Он говорит, что если юристу выдали сертификат, то его могут и забрать. Это попытка контролировать адвокатуру. Если такую систему внедрить, то у контролирующих органов появится возможность забрать сертификат у адвоката и тем самым лишить его возможности ходить в суд без лишения статуса и вне рамок других законных процедур. Пепеляев добавил, что такая идея не новая. Подобные законопроекты предлагали еще в 2013-м и в 2017 году. Но она до сих пор так и не реализована на практике, потому что нелогична и неконституционна. 

Против внедрения дополнительных экзаменов и сертификатов для судебных представителей выступили и представители бизнеса. Управляющий директор «Дом.рф» Дмитрий Дубенецкий отметил, что каждый год в России диплом юриста получают 300 000 человек, которые сдают государственные экзамены в вузах и тем самым подтверждают свою квалификацию. Он предложил совершенствовать не систему судебного представительства, а юридическое образование. В частности, ориентировать его на практику, а не только на теорию. 

К единому мнению участники дискуссии так и не пришли. Барщевский выразил мнение, что представитель в суде — это отдельная профессия, которой надо учиться, а адвоката никогда не сможет заменить корпоративный юрист.

Адвокат — это психолог и актер, а только потом юрист. Это другая профессия. Это традиции, поведение, культура. Имеет значение даже то, как адвокат одет.  

Михаил Барщевский