Репортаж
13 мая 2023, 10:01

Эффективное партнерство и корпоративная культура: тренды юридического менеджмента

Эффективное партнерство и корпоративная культура: тренды юридического менеджмента
Роль юридических отделов компаний усилилась. Чтобы эффективно решать задачи фирм, юристам требуется говорить с бизнесом на одном языке. Каждый юрист должен четко понимать свою функцию в компании и осознавать, для чего он работает. Из сотрудников юрдепов руководителям надо сделать команду единомышленников, которые смогут преодолевать трудности и принимать грамотные решения. Об этих и других трендах корпоративного юридического менеджмента говорили на одной из сессий второго дня Петербургского международного юридического форума.

Сотрудничество властей и бизнеса

Раньше в периоды кризисов в такой степени не проявлялась интегрированность взаимодействия правительства, парламента и юрслужб корпораций и банков, подчеркнул Сергей Гаврилов, председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Он отметил, что сейчас нужно искать новые ответы на вызовы времени, оценивать риски и негативные последствия властных решений для бизнеса. С точки зрения эксперта, у чиновников нет таких правовых возможностей. Потому значимость правовых служб компаний выросла, они стали самостоятельнее, заметил Гаврилов. «Мы хотели бы, чтобы их опыт работы в реализации серьезных корпоративных сделок, конфликтов, судебных решений, был инкорпорирован в оценку перспективы участия непосредственно в законодательном процессе», — сказал политик.

Корпоративный юрменеджмент должен меняться и изнутри, считает Гаврилов. Речь не только о совершенствовании юридической техники. Сейчас необходимо понимать новые психологические и политические факторы, подчеркнул эксперт. Он полагает, что надо готовиться не к отмене ограничений, а к тому, чтобы опережать подобные решения.

Как юрслужбе быть эффективной: опыт компаний

Владимир Уткин, директор по правовым вопросам ПАО «Т Плюс», отметил, что сейчас юридические службы должны каждый день становиться более эффективными, чем вчера, совершенствовать систему управления юридическими рисками, быть адаптивнее и дешевле. С его точки зрения, нужно сосредоточиться на трех направлениях развития эффективности юридической службы:

  • команда — важно проводить внутренние обучения, развивать коммуникативные навыки сотрудников; 
  • вовлеченность — например, через продвижение корпоративных ценностей; 
  • улучшение качества — посредством развития бизнес-ориентированных подходов при решении задач.

Если развивать эти направления, то, скорее всего, юрслужба будет результативной, полагает эксперт.

Уткин рекомендовал ставить осмысленные цели. Он отметил: люди должны понимать, чем они занимаются ежедневно и к чему надо стремиться. Еще эксперт рекомендовал использовать долгосрочное планирование. Также вместо избыточной регламентации в виде инструкций Уткин советует создавать принципы и требования. От самого юриста зависит качество его коммуникации с бизнесом, подчеркнул эксперт.

Ирина Лебедева, директор юридической службы России и СНГ, ответственный за организацию обработки персональных данных России и СНГ АО «Л’Ореаль» назвала ключевые показатели эффективности юридической службы. К ним она отнесла высокую степень удовлетворенности бизнеса, передовую юридическую экспертизу, единое юридическое сообщество и эффективную защиту репутации и активов компании. 

Чтобы выполнить эти KPI, стоит следовать трендам в управлении юридической функцией. Один из них — цифровизация. Юристам нужно получать знания в сфере информационных технологий. Потом они используют их в овладении новыми отраслями права, такими как защита персданных и кибербезопасность. Еще один тренд — близость юристов к управлению организацией, подчеркнула Лебедева. Любой юридический риск будет им и для бизнеса, заметила эксперт. Такая близость приводит к функциональному бизнес-партнерству, говорит Лебедева. Это выражается в правильной коммуникации с бизнесом: юристы учатся разговаривать с ним на одном языке. 

Юрист вовлекается в бизнес-процессы для совместного поиска решений, становясь устойчивым бизнес-партнером.

Ирина Лебедева

Также Лебедева обратила внимание на то, что из сотрудников важно сделать команду единомышленников. Следует развивать навыки преодоления трудностей, принятия решений. Еще для руководителей важно использовать методики брейнсторминга, коллективного разума и коучинга в решении сложных задач. 

Стоит четко распределить роли внутри юридической службы. Это важно, чтобы повышать уровень ответственности каждого юриста, и для развития функционального бизнес-партнерства, подчеркнула Лебедева.

О выстраивании доверия к юрслужбе говорила Елизавета Селезнева, учредитель ООО «Менси групп». Она рассказала, как создать диалог с внешними и внутренними партнерами. Для этого нужно формировать корпоративную культуру и мотивировать сотрудников к внешнему диалогу с партнерами. 

«Юридический отдел — друг для предпринимателей, который помогает сохранить репутацию, время и деньги», — считает Селезнева.

При правильном позиционировании юротдел помогает закрыть и маркетинговые задачи, отмечает Селезнева. Например, удерживать текущих партнеров и клиентов и привлекать новых.