О том, как происходит цифровизация в Сбербанке, рассказал вице-президент — директор правового департамента компании Игорь Кондрашов. По его словам, работа в этом направлении началась в 2011 году. В Сбербанке, в частности, внедрили сервис автоматической маршрутизации запросов. Система равномерно распределяет нагрузку на юристов по всей России. Главное ее преимущество — сокращение времени ожидания ответа специалистов.

Когда в Петропавловске-Камчатском юристы ложатся спать, в Калининграде — начинают работу. Внутренний клиент в любое время направляет запрос. Система автоматически учитывает, кто из специалистов свободен и может наиболее качественно и быстро отработать запрос.
По словам Кондрашова, автоматизация происходит и по другим направлениям. Например, в судебной работе. Так, система «Робот-юрист» отрабатывает 90% всех дел. Эксперт отметил, что зачастую речь идет о приказном производстве. Этот же сервис занимается и подготовкой правовых заключений. Если у обычного юриста в среднем на один документ уходит один час, то у программы — всего 30 секунд.
Legal Design — еще одно актуальное направление цифровизации. Это способ оформления юридических документов, который позволяет сделать их простыми и понятными. Кондрашов отметил, что это нужно, не только чтобы облегчить работу себе. В первую очередь это важно контрагентам и клиентам. Их не интересуют «заумные рассуждения», им важнее получить четкий и структурированный ответ.
Всем молодым коллегам и студентам управляющий директор по юридическим вопросам «Авито» Александр Смирнов напоминает фразу Паскаля, которую тот использовал в переписке с другом. Он сказал: «Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче».

Я считаю, что подготовить короткий и понятный текст — это вершина юридического консультирования.
С экспертом согласился и Сергей Войтишкин, управляющий партнер Он считает: чем короче документ или заключение, тем выше уровень консультанта.
В рамках сессии затронули тему использования искусственного интеллекта. Кондрашов поделился, что в прошлом году Сбербанк запустил большую языковую модель GigaChat. Одна из первых больших языковых моделей ChatGPT сдала экзамен на адвоката. Продукт Сбербанка тоже попытался это сделать. С тестовой частью софт уже справился: он ответил верно на 56 вопросов, перешагнув необходимый порог. Устный экзамен ИИ сдать пока не удалось, но обучение модели продолжается.
Ошибки и проблемы цифровизации
При модернизации работы коллектива некоторые совершают ошибки. Подробнее о них рассказала директор юридического департамента «Яндекса» Юлия Попелышева.
- Не стоит ожидать, что цифровизация случится сама. Если сто раз сказать «Цифровизация» на планерке, то ничего не изменится. Это произойдет только в трех случаях: если вы потратите время, или деньги, или все вместе. Даже если купить самый замечательный продукт, важно настроить его под потребности юрдепартамента и смежных подразделений. Если этого не сделать, продуктом никто не будет пользоваться.
- Не получится автоматизировать работу, если вы не договоритесь со смежными подразделениями. Как работать со смежниками? Превращать их из врагов в союзников. Как их превращать из врагов в союзников? Делать так, чтобы они понимали, что с цифровизацией лучше, чем без нее.
- Не нужно думать, что автоматизировать придется только работу юристов. Стоит заранее продумать, что рекомендовать коллегам из других департаментов.
- Не ждать, что цифровизация заменит юристов. У них есть экспертность, они обладают интуицией и эмпатией. Пока машины не научились делать это лучше, чем люди, никакая автоматизации юристов не заменит.
- Не думать, что автоматизация пройдет мимо. Все, кто не поймет, насколько это облегчает жизнь, устареют, как печатная машинка устарела по сравнению с современным компьютером.
О трудностях, с которыми можно столкнуться при цифровизации в настоящее время, рассказал Войтишкин. Он согласился, что приобретенный софт придется дорабатывать. Для этого в штате компании необходимы IT-сотрудники.

Юридическая функция сейчас — это не только юристы. Это финансисты, IT, инженеры, которые помогают создавать юридической фирме продукт, способный ответить потребностям наших клиентов.
В завершение Смирнов рекомендовал всегда держать в голове цель планируемых изменений. Ведь «важен не процесс, а результат». При автоматизации Войтишкин призвал думать в первую очередь о людях и их запросах.