Тема форума
26 июня 2024, 21:56

Внимание к сотрудникам и цифровизация: тренды юридической профессии

Внимание к сотрудникам и цифровизация: тренды юридической профессии
Появление новых технологий серьезно влияет на работу юристов. Они активно занимаются цифровизацией деятельности. Уже сейчас для консультантов и инхаусов появляются системы, в которых используют искусственный интеллект. В будущем из-за этой тенденции рынок могут покинуть те, кто не готов работать в высокотехнологичной юридической индустрии. Об этом шла речь на сессии ПМЮФ «Современные тренды юридического менеджмента и консалтинга‎»‎.

Консалтинговый юридический рынок изменится в мире и в России до неузнаваемости. Такую теорию в начале сессии выдвинул модератор Дмитрий Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ.

Из сферы юридического консалтинга будут вынуждены уйти все, кто не готов работать в высокотехнологичной юридической индустрии. Я думаю, что уйдет 80–90% из тех, кто сейчас составляет рынок. Приблизительно похожая ситуация будет и с системой образования. 

Дмитрий Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ

Кузнецов отметил, что консалтинг в данном случае рассматривают не как юрбизнес, а как инструмент, при помощи которого консультанты и инхаусы решают определенные практические задачи. И в XXI веке такие задачи смогут решать те компании, которые станут интеллектуальными корпорациями, считает эксперт. 

Исследование трендов юридического менеджмента

Понять главные тренды юридического менеджмента поможет исследование, которое в этом году провели ООО «Юридический менеджмент» вместе с HeadHunter и ВШЭ. Об этом рассказал управляющий директор Алексей Никифоров. В результате удалось собрать ответы 520 руководителей юридических команд. 

Исследование выявило, что обычно в штатах компаний состоит не больше 50 юристов, чаще всего их меньше пяти. Согласно результатам опроса, 76% руководителей занимаются смежными функциями, например корпоративными процедурами, каждый второй взаимодействует с органами власти и курирует комплаенс. 

В 2024-м, по сравнению с прошлым годом, часть компаний увеличила бюджет на обучение текущих специалистов (16%) и привлечение внешних юристов (21%). При этом 37% респондентов указали, что общая доля расходов на внешних юристов небольшая — 10%.

Исследование затронуло вопросы цифровизации. 70% опрошенных в этом году сосредоточатся на оптимизации работы юридической функции. Около половины (46%) планируют внедрять решения из сферы LegalTech. С одной стороны, такие данные кажутся обнадеживающими, говорит Никифоров. Но с другой — если посмотреть, что именно компании планируют внедрить, становится очевидно, что это «низко висящие плоды»: IT-решения в области работы с договорами (54%). 

Цифровизация и использование ИИ

Один из главных трендов, которые обозначили на сессии, — цифровизация. «Мы без ложной скромности говорим, что, наверное, этот тренд начался в России с того момента, когда мы запустили Картотеку арбитражных дел», — отметил основатель и генеральный директор «ПравоТех» Алексей Пелевин. В настоящий момент крупные компании активно внедряют в работу новые технологии. Зачастую они занимаются этим самостоятельно. Поэтому, по мнению директора по правовым вопросам ПАО «Т Плюс» Владимира Уткина, многие из них с удовольствием бы воспользовались услугами профессионалов.

У нас большой коллектив, много высокопрофессиональных юристов. Нам крайне редко нужна помощь в решении юридических задач. Мы бы не отказались, если бы на рынке появились услуги по цифровизации юридической функции. Чтобы пришел консультант, посмотрел на процессы, задачи и цели и сказал: «Вам нужно информатизировать эти области, вам нужны вот такие продукты». 

Владимир Уткин, директор по правовым вопросам ПАО «Т Плюс»

Многие юристы понимают значимость цифровизации, но не все остаются довольны используемыми инструментами. Почему так происходит — объяснил Пелевин. По его словам, перед началом работы специалисты «ПравоТех» определяют уровень цифровой зрелости по специальной матрице. Оказывается, что зачастую уровень зрелости корпорации тянет за собой уровень зрелости юридического департамента. Недовольство возникает, когда незрелый пользователь софта переходит на другой уровень автоматизации, который значительно сложнее. При этом сама возможность значительно повысить уровень автоматизации есть. В этом помогают коробочные решения. Это готовые бизнес-продукты, которые сразу можно применять в работе. Также системы могут быстро адаптировать под запросы юридической функции. 

Пелевин рассказал, как изменится цифровизация в будущем. Новые возможности открывает искусственный интеллект и большие языковые модели. «ПравоТех» уже сейчас использует ИИ в своих продуктах.

Функция, которую мы буквально недавно разработали и внедрили, — это возможность для юриста искать судебную практику, описывая проблему простым бытовым языком. Мы с помощью нашего инструмента Pravo AL разбираем эту бытовую проблему на антологию норм права, которые могут ее регулировать, и уже находим необходимую судебную практику.

Алексей Пелевин, основатель, генеральный директор «ПравоТех»

О тренде, который вытекает из цифровизации, рассказал Игорь Редькин, исполнительный директор по правовому обеспечению договорной работы и закупочной деятельности правового блока ВЭБ.РФ. Речь об обеспечении безопасности данных. Ведь вместе с развитием технологий возрастает число мошенничеств и кибератак.

Редькин обозначил еще одну тенденцию — клиентоцентричность и даже человекоцентричность. С ним согласился Уткин. «Мы должны думать о сотрудниках, тогда они будут думать о том, как сделать компанию лучше», — высказался эксперт. По его словам, это требует иных взаимоотношений с вузами. Юридические кадры необходимо выращивать, начиная с первых курсов, а также готовить сотрудников на руководящие должности.